Ротонда в Зимнем дворце
На стыке северного и западного корпусов Зимнего дворца расположен необычный по форме зал, это ротонда. Свое название зал получил от итальянского слова круглая. Первую ротонду в Зимнем дворце построил в тридцатых годах девятнадцатого века французский архитектор Огюст Монферран. На создание зала-ротонды его вдохновили укрытые куполами храмы древнего Рима. После пожара в 1837 году интерьер ротонды восстанавливал Александр Брюллов. Он значительно повысил купол зала, сделал его, по словам современника, возвышенным и светлым. Широкая лента балкона мягко охватывает идеально круглое пространство помещения. Дневной свет струится из светового фонаря. Подобно гигантскому зеркалу поблескивает полировкой чудесный узор паркета.
Коридор со шпалерами
К ротонде примыкает темный коридор, он лишен естественного освещения. Его стены украшают западноевропейские шпалеры шестнадцатого-восемнадцатого веков. Великое искусство шпалерного ткачества родилось в западной Европе в средние века. Шпалеры почти никогда не задумывали и не исполняли, как изолированное произведение оно составляло серии для украшения определенного помещения. Их вешали тесно вряд, так что бы они сплошь покрывали стены и двери. Производство шпалеры делилось на несколько этапов. Сначала художники, подчас знаменитые, создавали предварительный эскиз, затем эскизы увеличивали до задуманной шпалеры и полученные таким образом картоны подкладывали под неокрашенные шерстяные нити основы широких ткацких станков. Переплетая разноцветными, более тонкими нитями утка, ткачи повторяли композицию картона. В зависимости от тонкости работы за год мастер изготовлял от двух до четырех квадратных метров шпалер. Так что создание шпалеры было поистине коллективное искусство.