Что такое ТО: какие работы входят в техническое обслуживание автомобиля и и как на нём сэкономить

Рубрика: Полезная информация

Опубликовано: 26 августа 2022, 23:46

Просмотров: 1412

26.08.2022

 


«Своевременное техническое обслуживание автомобиля — залог его долгой и беспроблемной жизни». Подобные слоганы часто встречаются в руководствах по эксплуатации машин и другой профильной литературе. Что же скрывается за термином «техобслуживание» и как правильно определить его своевременность? В этой статье разберёмся, какие виды обслуживания бывают, как часто нужно ездить в сервис и можно ли сэкономить на ТО без вреда для автомобиля.

Что такое техобслуживание (ТО)

Техническим обслуживанием принято называть плановые работы с автомобилем, которые проводятся с некоторой периодичностью, — в противовес ремонт легковых автомобилей, который приходится делать по факту неисправности машины или какого-то её узла. Обычно ТО — это комплекс работ, который можно разделить на несколько этапов или категорий:

Диагностика автомобиля в целом или отдельных его агрегатов.
Регулировка систем/узлов.
Выполнение работ по регламентной замене деталей и/или технических жидкостей.
Диагностика тоже бывает разной, она отличается по назначению, трудоёмкости и степени глубины. Самый простой вариант — визуальный осмотр. Он проводится при каждом визите на СТО, а его главная задача — выявление течей или видимых поломок. Например, во время осмотра можно обнаружить порванный защитный чехол приводного узла, прогоревший глушитель, деформированный рычаг подвески, очаг коррозии и прочие видимые глазу вещи. В ходе осмотра несложно проверить состояние некоторых расходников — например, тормозных колодок и дисков, а также уровни жидкостей в бачках.

При более глубокой диагностике в ход идёт измерительное оборудование. Это может быть простой манометр для проверки давления в шинах, динамометрический ключ для проверки правильности затяжки крепежа или полноценные испытательные стенды для определения углов установки колёс.

Для выявления ошибок, зафиксированных бортовой электроникой в ходе самодиагностики, применяют компьютерное оборудование. Оно покажет, на что автомобиль «жаловался». В современной машине её блок управления скрупулёзно фиксирует большинство отклонений от нормальной работы или состояний узлов — от севшей батарейки в ключе до пропусков зажигания или единичных сбоев в показаниях датчиков.

Считывание и расшифровка зафиксированных ошибок позволяют проверить состояние автомобиля и обнаружить его неисправности.

Регулировки помогают вернуть параметры агрегатов автомобиля к оптимальным значениям. В машине много соединений и подвижных элементов, поэтому люфты, изменение зазоров и даже ослабевание крепежа в процессе эксплуатации — явление нормальное. В процессе регулировки все эти «отклонения от нормы» устраняют. Например, подтягивают приводной ремень, регулируют зазоры клапанов, корректируют развал-схождение колёс и т.п. Эти работы позволяют сберечь узлы и детали автомобиля, компенсировав их естественный износ в ходе эксплуатации.

Регламентные работы позволяют заменить всё, что имеет ограниченный и строго определённый ресурс, не дожидаясь, пока эти компоненты выйдут из строя или потеряют свои свойства. К ним относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость, фильтры, тормозные колодки, ремни и т.п. детали. По сути, это уже ремонт, который проводят, не дожидаясь появления неисправности и её более серьёзных последствий.


Какие виды ТО бывают
Согласно пункту 2.3 ПДД, в обязанности водителя входит проверка исправности транспорта перед каждой поездкой. Естественно, лезть в двигатель его никто не заставляет, но проверить тормоза, колёса, лампочки и наличие течей нужно. Такой несложный осмотр, по сути диагностику, вполне можно отнести к ежедневному ТО.

Плановое ТО подразумевает все три компонента обслуживания, описанные выше, которые проводятся с определённой периодичностью, вне зависимости от текущего состояния автомобиля. Для каждой модели машины существует регламент — это перечень работ и то, как часто их нужно делать. Например:

Замена моторного масла и его фильтра раз в 15 тыс. километров или спустя год после предыдущего ТО.
Замена воздушного фильтра раз в 15 тыс. километров.
Замена салонного фильтра раз в 30 тыс. километров.
Замена свечей зажигания раз в 45 тыс. километров.
Замена тормозной жидкости раз в 90 тыс. километров, но не реже чем раз в три года.
Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости.
Проверка настройки и регулировка фар каждые 30 тыс. км и т.д.
Сезонное ТО, как правило, не считается обязательным — но оно способно продлить жизнь автомобиля и сделать его эксплуатацию более комфортной и безопасной. К сезонным работам относится не только смена летних/зимних шин, но и обработка уплотнений, смазка замков, чистка радиаторов, проверка работоспособности кондиционера или отопителя…