Инерциальная система координат
В инерциальной системе координат измерительный прибор устанавливают на гиростабилизированной платформе, не воспринимающей движения передаваемые аппаратом-носителем. Ориентирование платформы в пространстве, которая закреплена на шарнирной опоре, осуществляется посредством системы акселерометров и гироскопов так, чтобы одна из осей постоянно была направлена по вертикали вверх. Показания акселерометра при этом используются с целью определения в трех взаимно перпендикулярных сторонах ускорений носителя. Эти данные напрямую связаны с расчетом относительных скоростей системы и определением во всех осях координат их относительного положения. Также необходимо учесть ускорение силы тяжести, так как у него нет отличий от инерциальных ускорений, которые регистрируются при помощи приборов. В процессе съемки требуется, чтобы носитель (вертолет или автомобиль), с установленными приборами, через некоторое время останавливался с целью откалибровать приборы и устранить систематические приборные погрешности. Длина одного хода в 75 километров дает погрешность в 40 сантиметров при определении плановых координат, и около 50 сантиметров – при определении высотных, а на более коротком расстоянии погрешность составляет несколько сантиметров.
Одновременно определить все три координаты (высоту, широту и долготу) возможно с применением инерциальных и интерферометрических и спутниковых методов геодезических исследований. Таким образом начала развиваться трехмерная геодезия, где из-за подобия техники измерения, стираются различия между плановой и высотной съемками. Тем не менее во многих прикладных или оборонных задачах сохраняется различие подходов к плановым и высотным измерениям из соображений удобства.