Как проверить контрагента: пошаговая инструкция
Исследование API Контур.Фокуса показывает, что 70 % компаний мониторят клиентские базы несистемно или поверхностно. И лишь оставшиеся 30 % готовы проверять контрагентов основательно, на каждом этапе жизненного цикла. Так они пытаются предотвратить коммерческие, налоговые и репутационные риски.
Компании, которые тщательно анализируют партнеров, чаще всего работают в таких сферах, как финансы, IT, логистика и транспорт, бизнес-услуги, FMCG.
Есть целый набор данных по партнерам, которые проверяют чаще всего. В основном это информация о регистрации, владельцах, сдаче отчетности. Менее 1 % компаний интересуются сообщениями, которые появляются об их контрагентах в СМИ, исполнительными производствами, сведениями о лицензиях и товарных знаках.
Как бы не хотелось бизнесу избежать монотонного анализа информации по партнерам, но она остается важной частью их деятельности. По данным совместного опроса Промсвязьбанка, «Опоры России» и Magram Market Research, около 27 % бизнесменов столкнулись с недобросовестным поведением контрагентов в 2020 году. В основном это задержка оплаты по договорам, поставка некачественной продукции, а иногда и переманивание клиентов.
Способы проверки контрагентов
Оценить риски сотрудничества с будущим партнером или изучить деловую репутацию уже существующих контрагентов можно двумя способами:
- вручную, с помощью различных бесплатных инструментов;
- автоматически, с помощью сервиса, который агрегирует все данные по бизнесу — достаточно лишь ввести ИНН, название, адрес или имя контрагента.
Выбор способа мониторинга зависит прежде всего от количества контрагентов, с которыми вы работаете.
Проверьте ООО по ИНН на нашем сайте. При ручной проверке придется самостоятельно собирать большой объем информации. Нужно не только запрашивать документы у самих партнеров, но и пользоваться открытыми источниками, сервисами различных ведомств.
В целом ручной способ проверки контрагентов включает несколько этапов.
Убедитесь, что компания зарегистрирована и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.
Проверка ИНН контрагента
Удостоверьтесь в том, что ИНН — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, с которой вы планируете заключить сделку.
Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер нереальный, появится сообщение об ошибке.
Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно с помощью сервиса ФНС. Сведения в сервисе актуализируются ежедневно.
Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Свежая выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП подтверждает, что контрагент на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.
Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС. В документе представлена информация о месте нахождения и адресе, регистрации; лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица; учете в налоговом органе; основном и дополнительных видах деятельности; лицензиях; филиалах и представительствах др.