Культура

Страсть, расстрелы и виселица — в Сыктывкаре рассказали “Донскую легенду”

В пятничный вечер зал Театра оперы и балета республики Коми был полон. За два с половиной часа перед затаившими дыхание зрителями пронеслась трагическая история Григория Мелехова, его семьи, донского казачества и всей России: страстная любовь разворачивается в промежутках между братоубийственной Гражданской и Первой мировой войнами, сложнейшие конфликты которых практически без слов, а лишь языком тела, передали артисты театра танца “Казаки России”.
фото Ивана Федосеева

Липецкий Государственный театр танца “Казаки России” существует с 1990 года, с тех пор он успел покорить сценические площадки России, Европы и США, а в 2012 году даже принял участие в торжествах к бриллиантовому юбилею правления королевы Елизаветы II. Давняя мечта художественного руководителя театра Леонида Милованова поставить “энциклопедию казачьей жизни”, роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” осуществилась в 2015 году, когда был создан спектакль “Донская легенда”. Именно его и привезли липецкие казаки в Сыктывкар в рамках межрегионального фестиваля профессиональных коллективов “Танцуй и пой, Великая Россия!”, который проводит Коми республиканская филармония.

Режиссер и хореограф спектакля Георгий Ковтун с помощью почти шести десятков артистов — балетной труппы, вокальной группы и музыкантов, авторов музыки — Евгения Лапейко и Романа Семьянинова и художника-постановщика Златы Цирценс — справились с невероятно сложной задачей — рассказать о событиях четырехтомного романа-эпопеи за два с половиной часа на одной сцене. Обособленный, спокойный и благополучный, мир казачьей станицы был создан, а потом разрушен — страстями и человеческим горем.

Даже раньше главного героя романа Шолохова — Григория Мелехова — на сцене появляется главный образ “Донской легенды” — молодой мужчина, худой, невероятно пластичный и порой даже страшный в своем безумии. Сперва под вокализ он исполняет танец разгорающегося огня, потом берет косу и превращается в образ Смерти или некой Темной силы, раздирающей изнутри главных героев и ведущей все повествование вперед.

Он практически не покидает сцену — в радости — в хороводах, праздничных гуляниях, на свадьбах — он танцует вместе со всеми — в стороне, с краю, но всегда рядом. Он же — неизменный спутник мечущихся в горе или страдании: Степана Астахова, уличившего свою жену Аксинью в измене, Григория, Натальи.

Он же “приводит” на казачью землю революцию, натянув на свою косу красный флаг, подстрекает казаков надеть буденовку, расстреливать и вешать своих же соседей, рубить иконы.

Все действие сопровождается сменяющимися мультимедийными заставками на экране — то спокойно текущего Дона и дома Мелеховых, то огня, войны и полей сражений. Из жестких декораций на сцене по очереди и все вместе появляются несколько элементов: забор, стол и телега. Последняя превращается то в броневик, то в дом, то в виселицу, забор же разделяет на сцене миры страдающих сердец. Под обрядный плач Наталью одевают с свадебный убор, а за изгородью стенает в траурном платке Аксинья. После венчания между Григорием и Натальей вырастает тот же забор, которым жена пытается оградить мужа от мира, сама же остается снаружи.

Несмотря на впечатляющую хореографию и мастерское исполнение (чего стоит массовый танец с шашками, удары которых высекали искры) после первого отделения несколько человек, в том числе пожилые пары, покинули зал. Не исключено, что их смутили откровенные и даже эротичные элементы и поддержи из сцен свиданий Аксиньи и Григория, которые, впрочем, были совершенно не вульгарны и технически очень сложны. Балетная труппа соединила в своем рассказе элементы классической и народной хореографии, а также модерна, что позволило с легкостью раскрыть и донести до зрителя сложные переживания героев и события, описанные на сотнях страниц.

Чуть больше вопросов вызвала музыкальная составляющая спектакля: она сплелась из старинных народных песен и плачей (“По Дону гуляет”, “Горемычный еж”), революционных маршев и современных композиций, созданных специально для постановки. На сцене несколько раз появлялся оркестр, однако инструменты не вживую так и не зазвучали. А бой Григория с «красными», одержимого местью за убийство брата, и вовсе происходит под рок-н-ролльные рифы.


Театр танца при помощи хореографии, музыки и света создал поистине драматический спектакль, показав трагедию, которая вышла далеко за пределы одной семьи, подняла зрителей с кресел и заставила утирать слезы, благодаря «Казаков России» долгими аплодисментами.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии