Культура

Режиссер Театра оперы и балета пообещал сделать из каждого спектакля фестиваля «Сыктывкарса тулыс» бриллиант

23 мая в Сыктывкаре стартует XXVI международный фестиваль оперного и балетного искусства “Сыктывкарса тулыс”, который, по словам организаторов, в этом году вышел на новый уровень и несколько изменил привычный репертуар. Четыре одноактных балета, в том числе — в исполнении театра Евгения Панфилова, четыре оперы, симфонический концерт и мастер-классы — не только для артистов, но и для журналистов — об особенностях фестиваля шла сегодня речь на пресс-конференции в Театре оперы и балета республики.

XXVI фестиваль “Сыктывкарса тулыс” подведет первый большой итог работы нового руководства Государственного театра оперы и балета республики в нынешнем сезоне. Напомним, после конкурсных процедур, затянувшихся на несколько месяцев, в октябре театр возглавил экс-сотрудник Министерства культуры Дмитрий Степанов, а в декабре у театра появился главный дирижер Илья Можайский, работающий в Сыктывкаре по совместительству с Московским академическим Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Откроется фестиваль премьерой оперы Джакомо Пуччини “Тоска”, первой полноценной работой Ильи Можайского в Сыктывкаре. До этого он лишь “чистил” идущие в репертуаре спектакли, существенно не изменяя уже имеющуюся режиссуру. “Тоску” когда-то ставила на сыктывкарской сцене Заслуженный деятель искусств России Ия Бобракова, но, по словам режиссера, это будет совершенно новый спектакль, отвечающий требованиям времени и поднятый на более высокий уровень.

- Время изменилось, требования к постановкам теперь другие, они не стоят на месте и тоже изменяются. Мы искали интересное решение этого спектакля, решение сложного психологического плана, потому что это очень сложный материал и хотелось бы, чтобы спектакль зазвучал в более интересном ракурсе. Работа с художником-постановщиком Юрием Самодуровым была кропотливая и интересная. Мы пошли по пути очень жесткого решения, так как это опера с большими эмоциями, которые нужно оправдать и мы с художником нашли для этого ключ, — рассказал о работе над спектаклем Илья Можайский, не раскрывая режиссерских ходов.

В спектакле уже сформировалось два состава — партию Тоски готовят сразу две исполнительницы — Елена Аюшеева, которая недавно пополнила ряды солисток театра и уроженка Коми Ольга Георгиева — солистка Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, зарекомендовавшая себя во время гастролей в Великобританию в опере “Чио-Чио-сан”. На роль Каварадосси приглашен один из лучших теноров России, солист Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Чингис Аюшеев. Скарпиа исполнит солист Мариинского театра, также уроженец Коми баритон Владимир Ванеев.

Во второй день фестиваля зрители увидят сразу две балетных премьеры на вечере одноактных балетов в хореографии и постановке кандидата культурологии Натальи Терентьевой из Челябинска. Балетмейстер приехала в Сыктывкар уже в четвертый раз и специально к фестивалю “вывела на сцену” повседневную жизнь балетной труппы Театра оперы и балета республики Коми. Как отметила сама постановщик, в каждый свой визит она заставала труппу в разном размере и состоянии, сейчас же она имеет самый расширенный состав — около 30 человек и все они будут задействованы в балете “Жизнь как день” — ни один из артистов не останется за кулисами. Говоря об идее постановки, Наталья Терентьева напомнила, что несмотря на красоту, легкость и изысканность, которую видят зрители на сцене, балет — это тяжелейший ежедневный труд с самого детства.

- Этот спектакль как раз про балетную труппу вашего театра, про жизнь труппы. Жизнь театра совершенно закрыта, посторонние люди в творческий, репетиционный процесс не допускаются. На сцене мы видим только результат, а “Жизнь как день…” — это творческий процесс вашей труппы. Взят один день из жизни и показан на сцене. Балет создан специально к фестивалю, специально под эту труппу. И даже если он будет поставлен еще когда-то, то это будет уже совершенно другой балет, потому что делать его будет другая труппа. Я видела их перед собой людей и про них ставила, — проанонсировала постановку балетмейстер.

Второй балет — “Вальпургиева ночь” — шедевр хореографического искусства, который идет на многих ценах мира. В Сыктывкаре его увидят в хореографии Лавровского и постановке Натальи Терентьевой, которая адаптировала спектакль к труппе театра.

В опере Чайковского “Иоланта” практически все роли исполнят молодые артисты-студенты Международной академии музыки Елены Образцовой, художественным руководителем которых является Владимир Ванеев. Дирижер оперы, Аркадий Штейнлухт, в прошлом году также принимал участие в фестивале “Сыктывкарса тулыс”.

Любимый зрителями всех возрастов балет Чайковского “Лебединое озеро” 29 мая представят солистка Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталия Клейменова (Одетта-Одиллия) и солист балета того же театра Дмитрий Петров (Принц Зигфрид). Дирижер спектакля — лауреат международных и всероссийских конкурсов Михаил Леонтьев.

Оперу Пуччини “Чио-чио-сан” в Сыктывкаре также увидят впервые после восстановления режиссером Ильей Можайским, однако спектакль уже “опробован” на английской публике. Именно его театр показал на гастролях в Великобритании 31 раз. Главную партию Чио-Чио-сан исполнит Ольга Георгиева, а Бенджамина Пинкертона — гость из Иалии Анжело Фьоре.

Впервые в программе фестиваля появился симфонический концерт — третий в этом сезоне в рамках проекта “Отражение в вечности”. В этот раз в двух отделениях будут соседствовать два русских гения — Сергей Прокофьев и Петр Чайковский. Солировать в “Концерте №1 для фортепиано с оркестром” будет Народный артист России, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Овчинников. Как заметил главный дирижер театра Азат Максутов, в театр впервые приезжает столь именитый инструменталист, сотрудничающий с ведущими оркестрами мира, поэтому музыканты несколько взволнованны и усиленно готовятся к концерту.

В последний день весны на сцену театра выйдут гости фестиваля, театр “Балет Евгения Панфилова”, который приедет в Сыктывкар практический полной труппой. Гости также представят одноактные балеты на музыку классических и современных композиторов “Глазами клоуна” и “Casting-off”/ “Отторжение”.

1 июня зрителей ждет опера — Россини “Севильский Цирюльник”. Это еще один спектакль Ии Бобраковой, в который влились молодые солисты театра Галина Маликова, Андрей Ковалев и колоратурный тенор Борис Калашников. По словам Ильи Можайского, в спектакль, который считается одним из брендов театра, он попытался вдохнуть новую жизнь, но постарался сделать это очень бережно. Тем не менее, нынешние условия и солисты позволяют сделать спектакль более сложным с точки зрения техники: изначально партия Розины была написана для колоратурного меццо-сопрано, однако в Сыктывкаре ее исполняли колоратурным сопрано.

- Партия сложнейшая, потому что в ней сплошные колоратуры и их нужно спеть низкому голосу. Вообще, Россини — очень сложный композитор, многие его оперы написаны для колоратурных голосов и то, что театр поднимает планку и возвращается к классическим канонам, говорит о том, что он развивается. Галина Маликова справляется с этой партией, это будет интересная работа, потому что она великолепно работает и актерски и вокально. Это должен получиться веселый спектакль в нашем репертуаре, — рассказал режиссер.

Как заметил директор театра Дмитрий Степанов, несмотря на большие финансовые вложения, ценовая политика фестиваля остается либеральной. Стоимость билетов на спектакли — от 120 до 600 рублей, на заключительный гала-концерт — от 150- до 800 рублей, на Балет Панфилова — от 200 до 1000 рублей. Кроме того, зрители могут сами собрать свой абонемент и при покупке билетов на несколько спектаклей получить скидку. О подробностях акции можно узнать в кассе театра и по телефону. Также билеты можно приобрести онлайн.

В заключение Илья Можайский похвалил сыктывкарскую публику за внимательность и пообещал делать из каждого спектакля бриллиант.

- Фестиваль взял несколько другую качественную планку, спектакли будут идти с разрывами в днях, потому что гонка, когда спектакли идут каждый день, не позволяет подготовиться качественно. Мы хотим, чтобы каждый спектакль был как бриллиант. Каждый сделан по-своему, но очень высокий по качеству, — подчеркнул он.

Комментарии