Культура

В Сыктывкар приехали Шагал, Матисс и Дали

Сегодня в Национальной галерее республики открылась вторая часть выставочного проекта «Великие классики XX века» красноярской компании «Гэллери Трейд», которая осенью прошлого года отправляла в Сыктывкар литографии Пикассо, Кандинского и Миро. Благодаря живому интересу и отзывам жителей столицы Коми к проекту, организаторы приняли решение показать новую партию великих авангардистов раньше запланированного срока.

Компания «Gallery Trade» сегодня сотрудничает уже более чем с тремя десятками музеев и галерей по всей России. На пару месяцев задерживаясь в небольших городах, куда крайне редко попадают знаковые выставки, по стране сейчас путешествуют части уникального выставочного проекта: ксилографии Сальвадора Дали, литографии Марка Шагала, литографии и офорты Дали, Матисса и Шагала и 72 цветные литографии Пикассо, Кандинского и Миро.

Как заметила куратор выставки Людмила Кочерган, в том, что уже практически через полгода Сыктывкар снова встретился с великими авангардистами, есть заслуга самих зрителей — благодаря их отзывам представители «Гэллери Трейд» во время образовавшегося между принимающими выставку городами промежутка в первую очередь обратились в Национальную галерею республики Коми, хотя изначально планировалась, что Шагал, Матисс и Дали приедут в столицу Коми только через год после первой экспозиции.

Выставка включает 57 работ Анри Матисса, Марка Шагала и Сальвадора Дали — художников, чьи имена в первую очередь ассоциируются со столь непростым и не всегда понятным искусством ХХ века. Их творческое наследие еще при жизни переросло национальные рамки, но вместе с тем они являются яркими представителями национальных школ — Испании, Франции, России.

- Когда-то Сальвадор Дали сказал: сюрреализм — это я. И я думаю, каждый из представленных здесь художников мог бы о себе так сказать в выбранном им направлении искусства. Это творчество выдающихся лидеров искусства ХХ века — сюрреализма, фовизма и авангарда, — поприветствовала собравшихся на открытии выставки директор галереи Ольга Талянина, пригласив всех приобщаться к прекрасному в предстоящие праздники — галерея не будет работать только 2 мая.

Председатель Коми регионального отделения Союза художников России Фарук Бурангулов обратился к воспоминаниям о суровой советской действительности, в которой представленные на выставке авторы были совершенно недоступны, а знакомство с этими мастерами очень важным для становления молодого художника — информацию о них приходилось разыскивать в иностранных журналах и официальных словарях.

- Все проекты этих художников объединяет тема их судьбы и их любви. Любовь к женщине во всех проявлениях. Они все свое творчество посвятили этой теме, — порекомендовал он собравшимся глубже поинтересоваться судьбами авангардистов.

Как рассказала Людмила Кочерган, работы были распакованы лишь позавчера и стали открытием для сотрудников галереи. Офорты и литографии разместились в двух залах, но сделать это было непросто — куратор долго не могла решить, кого из художников выделить отдельно.

- Я пробовала три варианта: сначала в отдельном зале хотели показать художника с русскими корнями — Марка Шагала, однако что-то не сложилось. Не разместился здесь и Дали, и только Матисс очень уютно устроился в этом зале, создав удивительную атмосферу гармонии света, гармонии линий и форм, — рассказала она. — Я хочу, чтобы вы обратили внимание на четыре литографии — работы печатной графики, но они относятся к оригиналам, купленным на европейском рынке. Эти работы дают возможность почувствовать, увидеть само художественное произведение, а не посмотреть репродукцию или постер, которых сейчас очень много.

Особое место в зале заняла серия из четырех работ Матисса, изображающих обнаженных женщин.

- Это работы последнего периода его творчества, когда художник резал цветную бумагу ножницами, но при этом он не проводил предварительно никаких линий. Четыре обнаженные — это один и тот же образ женщины, показанный в разном возрасте: молодая, еще угловатая девушка-подросток, молодая женщина, женщина, что называется “в соку” и женщина в возрасте, — пояснила Людмила Кочерган.

Сюрреалист Сальвадор Дали представлен замысловатым циклом “Воображение и объекты будущего” с не менее замысловатыми названиями: “Макияж для циклопа”, “Дыхание пневматического кресла”, “Анти-зонт с распыленной жидкостью”, “Очки с голограммами и компьютеры для просмотра воображаемых объектов” и “Кибернетический телефон-омар”. Серия выполнена в 1975–76 годах в техниках офорт, литография, шелкография с коллажем.

- Дали подавал себя как гений и считал, что должен оставить нечто, что в будущем преобразует мир, как, например, Леонардо да Винчи оставил свои изобретения, — призвала сделать сопоставления сюжетов с современным миром куратор выставки.

Уроженец Витебска, появившийся на свет в семье грузчика у торговца селедкой, Марк Шагал представлен также поздними работами и книжными иллюстрациями — серией “Мертвые души” Гоголя, которые вышли в 1948 году.

- Марк Шагал — художник, который имеет русские корни. В его работах ощутимо русское начало, оно очень близко нам. Мир Марка Шагала — это мир художника, который разговаривает с нами языком детства, когда каждый новый день сулит новое открытие, языком, полным любви к матери, миру, языком, который мы все сохраняем где-то в глубине души, — представила художника Людмила Кочерган.

Выставка будет открыта до 10 июля.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии