Культура

Театр им. В. Савина показал трагикомедию об «экзистенциальном кризисе»

Вчера, 29 апреля, в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялась премьера трагикомедии «Утиная охота» по одной из самых известных пьес Александра Вампилова. Спектакль поставил главный режиссер театра Юрий Попов в соавторстве с московским балетмейстером Светланой Скосырской и художником Эрихом Вильсоном. Оригинальное музыкально-пластическое решение постановки о терзаниях Зилова — героя, продолжающего галерею образов «лишних людей» в литературе, — позволило по-новому переосмыслить классический материал.
Фото Ивана Федосеева

«Утиная охота» — не только самая популярная, но и, пожалуй, самая сложная для постановки пьеса Вампилова. Дело не только в сложности структуры пьесы, реалистическое в своей основе содержание которой оформлено через игру с временными пластами, в разной последовательности возникающими в затуманенном сознании приходящего в себя после недавней «пирушки» героя, но и в том, что терзания Зилова уже многократно вдохновляли мастеров отечественного театра и кино на создание произведений, вошедших в «золотой фонд» кинематографии и сценического искусства. В первую очередь вспоминается, конечно, фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли.

Еще одно затруднение, кажется, состоит в том, чтобы сделать историю Зилова — человека, мало симпатичного в своих поступках, не только интересной, но и достойной сопереживания.

Открывается занавес — и на сцене появляется (вернее, лежит) персонаж, который на днях обманул начальство, сначала не поехал навестить больного отца, а затем — из-за очередного увлечения — не поехал уже на его похороны, запутался в женщинах (при живой, вообще-то, жене), а после того, как она ушла, организовал знакомство друзей со своей недавно возникшей невестой, в ходе которого, перепив, выложил все, что думает о каждом из присутствующих. За испорченный вечер товарищи отплатили шуткой: наутро прислали траурный венок, адресованный Зилову.

Интеллигент эпохи застоя, к тому же переживающий кризис среднего возраста, кризис семейных отношений, кризис в карьере — одним словом, экзистенциальный кризис, — Зилов оказывается современен и сейчас. Именно это качество в герое привлекло интерес режиссера, который поставил пьесу, по его словам, вневременную, не привязанную к советскому периоду и не превратившуюся в ремейк наших дней.

Переводу действия в несколько условный пласт способствовали пластическое и сценографическое оформление спектакля. Вопреки традиции изображать многочисленные в «Утиной охоте» переходы во времени и пространстве посредством движения круга сцены, создатели спектакля сцену, наоборот, как будто дополнительно «зафиксировали», возведя над ней площадку, опоры которой уходят в планшет из синего пластика. Именно здесь — при незначительной перемене декораций — Зилов отбывает неинтересную службу, здесь празднует новоселье в только что полученной квартире, здесь же кутит в ресторане. Это своего рода остров (синяя поверхность, расположенная под площадкой, наталкивает на ассоциации с «морем жизни»), угол, в который себя загнал герой. Единственный выход — огромное окно. Этот символ можно трактовать как путь к миру, который все-таки открывается главному герою, или путь к себе — в проеме окна время от времени появляются абстрактные каракули Зилова, открывающего в этом непонятом, непризнанном, недооцененном Печорине современности просто запутавшегося ребенка.

«Утиную охоту» театра драмы им. В. Савина отличает пластическое решение, которым занималась хореограф Светлана Скосырская. Театралам Сыктывкара она знакома по работе над спектаклем «Свадьба с приданым-2» — в сущности, хореографической вариацией на мотивы Н. Дьяконова и В. Кушнира. В спектакле, возможно, впервые на этой сцене было продемонстрировано, как в действительности физическое движение (не только танец), не подкрепленное репликой, может работать на передачу движений души героев. В «Утиной охоте» рука режиссера по пластике заметна не только в хореографии — непосредственно ее в спектакле не так много, -, но и в способе существования на сцене каждого героя. Зрители предстают нервная, резкая, «издерганная» Валерия (Ольга Родович), вынужденная постоянно контролировать мужа-подкаблучника Саяпина (Владимир Рочев), который без ее присмотра сразу же норовит угодить в историю; раскованная, своим поведением бросающая вызов всем — и прежде всего мужчинам — Вера (Вероника Калуга); доверчивая и открытая Ирина (Людмила Мелехина); расхрабрившийся на время, а потом снова вынужденно вернувшийся к образу правильного начальника и правильного мужа Кушак (Михаил Липин); живущий по каким-то своим законам и правилам, держащий всех на дистанции официант Дима (Константин Карманов); ничего не боящийся — ведь «жизнь, в сущности, проиграна», — потому позволяющий себе большие странности в поведении Кузаков (Вадим Козлов); одетый и ведущий себя в духе представителя определенной группы молодых людей, в качестве атрибута носящих сигарету за ухом и самым удобным для себя положением выбравших позицию «на корточках», мальчик Витя (Александра Рочева); строгая, собранная, но при этом «легкая», тонкая и хрупкая Галина (Елена Аксеновская); мечущийся и впадающий из крайности в крайность Зилов (Денис Рассыхаев).

Сильное музыкальное сопровождение — звуки танго и марша почти никогда не затихают полностью — и несколько очень эффектных сцен (например, повторяющийся дважды — сначала в гротеске и абсурде, затем в условном миноре — эпизод похорон; «дирижирующий» на протяжение спектакля своим окружением Зилов; танго Зилова и Галины, держащей в руках кусок тающего льда — брызги от него на фоне черных портьер придают стилистике спектакля что-то от постановочной манеры Римаса Туминаса — и в финале танца разбивающей его вдребезги об пол) не дают зрителю заскучать в этом сложном материале.

По задумке режиссера, который считает Вампилова необходимой ступенью собственного профессионального роста и профессионального роста труппы, в его «Утиной охоте» финал однозначно светлый: пройдя буквально через ад, который он сам себе устроил, потеряв друзей и единственно — как оказалось — любимую женщину, решившись на самоубийство, в последний момент он все-таки находит силы жить дальше — и поехать на утиную охоту. Рассвет за окном в конце действия созвучен наступившему рассвету в душе героя.

Возможно, препятствием к просмотру стильного, качественного, приятно удивляющего актерскими работами спектакля станет его продолжительность — премьерный показ шел почти 3,5 часа, — и ближе к концу второго действия некоторые зрители стали покидать зал. Зато оставшиеся кричали «Браво!» и долго не отпускали актеров со сцены.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии