Общество

140 лет телефонной связи: барышень сменили «облака»

Почему барышни-телефонистки должны были иметь рост выше 165 сантиметров, зачем для телефонной связи нужна перчаточная и какой справочной услугой пользуются чаще всего? В честь юбилея создания первого телефона «Ростелеком» устроил для журналистов Северо-Запада увлекательную услугу по своему центральному офису в Санкт-Петербурге.

Здание на Большой Морской, 22 с момента строительства не меняет своего назначения. Вот уже более ста лет это самое сердце телефонной связи Санкт-Петербурга.

В 1882 году в Санкт-Петербурге американская компания «Белл» строит первые телефонные станции, которые затем выкупает государство и основывает Петербургскую телефонную станцию. Для ее нужд в 1905 году здание на Большой Морской перестраивается и именно здесь, на четвертом этаже открывают офис, где сидят барышни-телефонистки.

Эта профессия считалась престижной и устроиться на станцию было не так уж и просто, так как к кандидатам предъявляли строгие требования. Девушка должна быть старше 18 лет, незамужней, образованной, с прекрасным зрением и слухом, владеть несколькими иностранными языками, иметь рост не ниже 165 см, а расстояние между рук должно быть таким, чтобы не вставая руками соединять абонентов. В ведении барышень находились четыре тысячи абонентов, а через 12 лет — уже 70 тысяч абонентов. При этом рабочая неделя длилась шесть дней, а в первый год работы телефонисток даже не брали в штат.

Но в 1924 году пришли автоматические телефонные станции (первую, естественно, установили в Кремле) и услуги барышень оказались не нужны в прежнем виде, поэтому их стали переводить в справочные. Кстати, первая коммерческая справочная служба 09 появилась еще в 1907 году. За год сотрудницы помогали получить нужную информацию 16 миллионам абонентов. Были, конечно, и привычные нам бумажные справочники, но раздавали их тогда только высшему руководству страны, чтобы они могли сами звонить тем, кому считают нужным.

Здесь же в здании на Большой Морской находится помещение со смешным названием «Перчаточная». Это небольшая комната, в которой происходит соединение кабелей, идущих из разных адресов, и их распределение по номерным емкостям. Собственно, само соединяющее устройство и называется перчатка — за сходство с этим предметом гардероба.

АТС уже давно сменил цифровой коммутатор для фиксированной связи, установленный в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга. В общей сложности он соединяет сто тысяч абонентов, живущих в разных частях города. Предшественники «новичка», координатные станции располагались когда-то здесь же, только каждая обслуживала всего 10 тысяч абонентов, а места занимала в четыре раза больше.

В одном из соседних помещений располагается узел спецсвязи. Эта телефонная станция собирает все вызовы на номера экстренных (скорая помощь, полиция) и справочных служб, за день число вызовов может достигать 60 тысяч, а в неординарных ситуациях и все 90 тысяч. Стоит отметить, что самая популярной в век цифровых технологий является услуга «говорящие часы» — на ее долю приходится половина запросов от абонентов. Кстати, у станции нет связи с астрономическим временем, поэтому раз в неделю сотрудники проводят ручную корректировку. Говорят, что разница с точным временем не превышает 10 секунд.

Надежность работы спецузла обеспечивается круглосуточно, чтобы в экстренные службы можно было дозвониться всегда. Для этого предусмотрена возможность резервирования через оборудование других АТС, а в качестве дополнительного резервирования есть связь по «прямым проводам» — если выходит из строя оборудование самой экстренной службы, то оператор получит звонок не на электронное оборудование, а по проводам.

Уже сегодня абонентам предлагают услуги IP-телефонии, то есть сигнал по каналу связи передается в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыток информации и снизить нагрузку на сеть передачи данных. Одна маленькая, компактная стойка PON обеспечивает связью столько абонентов, сколько и цифровая. Корпоративным клиентам предоставляют услуги облачной связи. Ее главные плюсы: отсутствие физических линий связи, дорогостоящего и громоздкого оборудования, легкость управления и масштабирования в зависимости от нужд компании, отсутствие привязки к конкретному месту (звонки можно принимать, переезжая из города в город, из страны в страну).

- Услуги связи нужны всем — это инструмент, без которого современная жизнь остановилась бы. С приходом интернета суть связи никуда не уходит — звонок — снятие трубок — разговор. То есть, изменяя технологию, мы не меняем желание людей общаться. Но для этого мы вынуждены создавать большие хранилища данных, в чем нам помогает партнер, российская компания по хранению данных RAIDIX, — отметил вице-президент, директор макрорегионального "Ростелекома» Андрей Балаценко.

Александр Каташов, генеральный директор RAIDIX, стратегия «Ростелекома» по переходу от традиционного оператора к полноценному цифровому провайдеру с большим спектром услуг не мыслима без собственных проектов по реализации центров обработки данных и облачных технологий.

- Месяц назад произошла инвестиционная сделка с «Ростелекомом». Это дает нам возможность предоставлять компании российские технологии по хранению постоянно увеличивающегося объема данных, — заключил Александр Каташов.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии