Общество

Для получения дополнительной федеральной поддержки на дноуглубление республике необходимо увеличивать объемы грузоперевозок по воде

В 2016 году объем дноуглубительных работ в Печорском бассейне сократится в 10 раз. Федеральная поддержка на решение проблем водных путей ежегодно сокращается и чтобы получить хоть какие-то дополнительные средства на поддержание гарантированных габаритов на водных путях, речникам приходится доказывать их острую необходимость, что крайне сложно в условиях снижения объемов грузоперевозок по воде. О состоянии и перспективах проведения дноуглубительных работ и содержанию внутренних водных путей в Республике Коми шла сегодня речь на заседании Президиума Государственного Совета Коми.
фото gsrk.ru

Заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики республики Коми Сергей Иванов, напомнил, что реализация мероприятий по проведению дноуглубительных работ в целях обеспечения безопасности судоходства осуществляется в рамка федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России”, при этом предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на софинансирование аналогичных мероприятий не предусмотрено. В республике водные пути за счет финансирования из федерального бюджета обслуживают две организации — “Администрация Печораводпуть” и “Администрация Севводпуть”, однако в связи с высокой стоимостью дноуглубительных работ последние производятся только на тех участках водных путей, где без их выполнения гарантированных габаритов обеспечить невозможно. Начальник управления экологической экспертизы, водных и земельных отношений Минприроды Коми Лилия Мартынец подтвердила, что при определении каждого участка в каждом конкретном случае требуется оценка экономической эффективности проводимых мероприятий, так как стоимость одного километра дноуглубительных работ составляет в среднем 5 миллионов рублей.

Как рассказал руководитель “Северо-Двинского государственного бассейного управления водных путей и судоходства” Владимир Шмыков, приехавший из Котласа, в зоне их ответственности находится 1881 километр водных путей республики Коми, из которых всего 384 километра — внутренние водные пути с гарантированными габаритами. Габариты согласно госзаданию на Сысоле составляют 100 сантиметров на 200 метров, на Вычегде — 110 сантиметров на 30 метров. В комплекс работ по поддержанию гарантированных габаритов входит содержание средств навигационного оборудования, дноочищение, траление и русловые изыскания в объеме, необходимом для обеспечения безопасного судоходства. Ежегодно выполняются дноуглубительные работы объемом около 100 тысяч кубометров грунта.

Количество пассажиров, перевезенных водным транспортом в границах Северо-Двинского бассейна за последние три года составляло от 350 до 386 тысяч человек, а объем перевезенных грузов — от 515 до 550 тысяч тонн. Причем основным грузоперевозчиком было АО “Монди СЛПК”, на долю которого приходится практически весь объем перевозок, и его уход лесосплава и использование альтернативного транспорта, по мнению Владимира Шмыкова, неизбежно повлечет за собой негативные последствия, выражающиеся в значительном сокращении грузопотока по водным путям республики.

- В случае востребованности лесосплавных работ АО “Монди СЛПК” либо иными предприятиями, “Севводпуть” готов в кратчайшие сроки выполнить полный комплекс путевых работ для обеспечения грузоперевозок, — подчеркнул он.

Также в своем докладе представитель “Севводпути” отметил, что в последние годы реки Сысола и Вычегда характеризовались малой водностью — уровень воды в них был ниже проектных значений, что создавало угрозу приостановления пассажирских перевозок. Чтобы этого не допустить, администрация управления поручила провести дополнительные дноуглубительные работы сверх госзадания, но в будущем повторение подобных ситуаций остается крайне вероятным.

- Необходимо понимать, что для бесперебойного функционирования пассажирского флота и паромных переправ, требуется корректировка государственного задания с проведением дополнительных ежегодных дноуглубительных работ с объемом извлекаемого грунта не менее 150 кубометров и выполнением дноочищения судоходной части речного русла, это потребует дополнительных средств в объеме не менее 25 миллионов рублей, — рассказал о способах решения проблемы Владимир Шмыков, добавив, что в 2016 году бюджет, наоборот, был секвестирован и для выполнения госзадания, оставленного на уровне прошлых лет, управлению пришлось отказаться от капремонтов судов и гидротехнических сооружений.

В завершение доклада руководитель “Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства” предложил включить в стратегию развития водного транспорта республики увеличение габаритов на всех транзитных путях Вычегды.


Руководитель “Администрации Печорского бассейна внутренних водных путей” Татьяна Кончина начала со сравнительных показателей объемов дноуглубительных работ, которые проводились до 1991 года и проводятся сейчас. Так, 25 лет назад дноуглубительные работы производились на участке реки Печора от Троицко-Печорска до Нарьян-Мара, а также на Усе, Колве и Ижме. Объем работ, в которых было задействовано 20 земснарядов, доходил до 12,5 миллионов кубометров в навигацию. Объем перевозимых грузов составлял 6,5–7 миллионов тонн.
Сегодня же эксплуатационные дноуглубительные работы производятся в основном лишь на участке реки Печора от города Печора до села Усть-Уса, где и так уже уменьшенные габариты пути не могут быть выдержаны и не превышают 1,5 миллиона кубометров, а в навигацию 2015 года даже с учетом благоприятных гидрологических условий составили 0,8 миллиона кубометров. Запланированные на 2016 год объемы составляют менее 128 тысяч кубометров, а это снижение практически в 10 раз.

Кроме того, Татьяна Кончина подняла еще одну актуальную для речников проблему — отсутствия кадров.
- Это связано, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда. Специалистов, которые могут работать на дноуглубительном флоте, нет. Положение усугубляется еще и тем, что специалисты-дноуглубители ранее приезжали в Коми из Нижнего Новгорода, Вятки, Устюга, но сейчас им на север приезжать неинтересно, потому что зарплата в средней полосе в два раза выше, чем у нас. На базе Печорского речного училища подготовка специалистов-дноуглубителей не производится, этот вопрос на протяжении пяти лет пытаются решить, но нам периодически доказывают, что это невозможно, — обрисовала ситуацию с кадрами в отрасли руководитель “Печораводпуть”.

В случае, если кадровый вопрос решится положительно, увеличится бюджетное финансирование смет расходов, будут приобретены два плавучих грунтопровода (стоимость каждого — 6 миллионов рублей) и введен в эксплуатацию дополнительный буксировщик, можно будет приступить к увеличению средней длительности гарантированного судоходства на лимитирующем участке реки Печоры — от города Печоры до Усть-Усы, а следовательно, на всем участке от Печоры и Нарьян-Мара на 28 суток, доведя его до 80% обеспеченности навигационного периода.

- При этом увеличение объемов дноуглубительных работ надо рассматривать с учетом прогнозирования перевозок в бассейне, исходя из экономической целесообразности, так как это удовольствие дорогое, а грузов — нет. Сегодня мы беседуем с перевозчиками, но они не владеют информацией об объеме работ на предстоящую навигацию, — обозначила еще один тревожный момент Татьяна Кончина.

Кроме того, в Администрации Печорского бассейна внутренних водных путей существует еще один непростой момент — проблемы с закупкой топлива, цена на которое значительно возрастает из-за отсутствия конкуренции и возможности доставить его какими-либо иными способами, кроме как при помощи нефтеналивных судов.

- В нашем регионе конкуренции нет. У нас есть производитель — “Лукойл-Северо-Западнефтепродукт” в Ухте, в процедурах по поставке топлива они участвуют только в порядке намерения, но участниками и поставщиками топлива они не становятся. Поставщики обычно выходят из Ярославля, средней полосы. У нас есть свои нюансы: те объемы топлива, которые мы получаем, мы не можем завезти автотранспортом — только на специализированном причале в нефтеналивные суда при соблюдении всех регламентированных требований. Проблема состоит в том, что единственный причал в районе города Печоры — Кожвинская нефтебаза — принадлежит “Лукойлу”, а они крайне неохотно сотрудничают с поставщиками из других регионов. В прошлом году топливо стоило 43 тысячи рублей за тонну, а это невероятная цена, потому что в республике оно стоило 37 тысяч. Даже в Якутии нашим ценам поражаются, — рассказала руководитель “Администрация Печораводпуть”, добавив, что сейчас торги состоялись, но проблема с поставкой возникала не один раз.

За время совещания представители региональных Министерства промышленности и Министерства природы, а также Администраций водных путей заверяли, что работа по привлечению дополнительных средств на дноуглубительные работы ведется, однако главная сложность состоит в том, что для получения помощи федерации необходимо обосновать получение поддержки, в частности, обозначить перспективы развития водных путей и грузоперевозок в республике, что с учетом сложившейся ситуации с сокращением грузоперевозок очень непросто.

Председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин предложил для решения проблем водных путей и рассмотрения каждого вопроса — по сохранению пассажирских перевозок. возрождению грузовых, подготовке кадров и привлечению федеральных средств — создать специальную рабочую группу.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии