Официально

Прокуратура Коми разъясняет: особенности внесения платежей за жилое помещение и оказанные жилищно-коммунальные услуги

В связи с участившимися обращениями по вопросам организации приема с населения платежей за оказанные им жилищно-коммунальные услуги, прокуратура Республики Коми разъясняет особенности жилищного законодательства по этому вопросу.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) на всех собственников и нанимателей жилых помещений возложена обязанность своевременно и полно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154).

Статьей 155 ЖК РФ определены следующие требования по осуществлению таких платежей: плата за наем вносится нанимателями жилых помещений наймодателю (ч. 4), а в случае если многоквартирный дом управляется управляющей организацией — такой организации (ч. 5), плата за оказанные коммунальные услуги нанимателями и собственниками жилья в зависимости от избранного способа управления домом вносятся управляющей организации или товариществу собственников жилья (части 5, 6, 6.1, 7).

Наряду с этим на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели жилья могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (части 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Право потребителя вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию закреплено также в п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Вместе с тем перечисленные субъекты (ТСЖ, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации) вправе осуществлять расчеты с населением и взимать соответствующую плату при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ).

В силу требований Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон №103-ФЗ) платежным агентом признается юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, оператор по приему платежей.

Одним из основных обязательных условий деятельности платежного агента является наличие договора, на основании которого он в интересах поставщика принимает платежи граждан, а в последующем осуществляет расчет с поставщиком (ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ). При этом денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств с момента их передачи платежному агенту (ч. 3 ст. 3 Федерального закона №103-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, что данным Законом на поставщика возложена обязанность предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, в платежном документе, направляемом потребителю жилищно-коммунальных услуг, указываются наименование, номер банковского счета и банковские реквизиты организации-исполнителя услуг (приказ Минстроя России от 29.12.2014 №924/пр).

В связи с этим в целях обеспечения надлежащего исполнения обязательства по внесению платы граждане вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию, ТСЖ или управляющую компанию с запросом для получения необходимых сведений о действующих в их интересах платежных агентах. В случае внесения платежей иным лицам, с которыми у ТСЖ, управляющей компании, ресурсоснабжающией организации отсутствует договор по приему платежей, граждане несут риск, что их обязательство может остаться неисполненным. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» обязательство плательщика считается исполненным только в момент поступления денежных средств плательщика на счет получателя.

Так, юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций, являются банковскими платежными агентами, которые вправе принимать от физических лиц наличные денежные средства, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (ст.ст. 3, 14 Федерального закона №161-ФЗ).

Комментарии