Общество

Суды Коми завалены исками от нуждающихся в жилье детей сирот

Количество сирот в республике сокращается, но при этом растут списки сирот, не обеспеченных жильем. В чем причина такого положения и как решить проблему, пытались разобраться участники круглого стола, организованного Общероссийским народным фронтом в Республике Коми.

По данным первого заместителя министра труда и соцполитики Коми Олимпиады Шуктомовой, сегодня в республике насчитывается 5339 детей-сирот. Это почти на пятьсот человек меньше, чем в 2011 году. Тем не менее, обеспеченность сирот жильем снижается и проблема нарастает как снежный ком. Связано это с изменением федерального законодательства — с 2013 года сирот вносят в список нуждающихся уже в 14 лет. В итоге за год количество сирот без жилья за год увеличилось вдвое — с 900 до 1667 человек, отмечается рост судебных решений, обязывающих органы местного самоуправления обеспечивать сирот жильем. Так, 1 января 2014 года было 324 решения, сегодня на исполнении 489 решений суда.

В то же время финансирование программы ежегодно сокращается. Если в 2013 году на жилье для сирот выделялось около 300 млн рублей, то в 2015 году — 177 млн рублей.

Но даже такие скудные средства не спешат осваивать, признает Олимпиада Шуктомова.

- С 2011 года обязанность по обеспечению жильем сирот возложена на муниципалитеты. В работу включаются не все — 100-процентное освоение средств отмечено только в Сосногорске, наполовину осваивают субвенции Сыктывкар, Ухта, Усинск и Печора. От Воркуты заявка поступила только на днях, — рассказала замминистра. — Проблема в позднем поступлении денежных средств и нехватке адекватных предложений жилья в районах.

В свою очередь в Прокуратуре Коми, которая «выбивает» жилье для детей-сирот, выделили целый ряд проблем при выполнении требований закона.

- Конечно, федеральные средства для обеспечения сирот жильем поступают поздно, но республиканские еще в феврале. Тем не менее муниципальные власти первую половину года сидят сложа руки, а шевелиться начинают только в июне — июле. В итоге расходовать средства не успевают и они возвращаются в бюджет региона или страны, — констатировала начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Коми Вера Тучнолобова.

Так, например, власти Корткеросского района при наличии 24 судебных решений в 2014 году освоили только 64% выделенных на решение жилищного вопроса сирот средств: контракт на долевое строительство многоквартирного дома был заключены только в ноябре, в итоге неизрасходованные к концу года деньги вернулись в региональный бюджет без возможности возврата. На обеспечение контракта району придется тратить деньги, выделенные регионом на для решения жилищной проблемы в 2015 году. Другой пример — Троицко-Печорский район. Там денежные средства осваивают с 2013 года, но жилье при этом фактически не строят — 1,3 млн рублей ушли на подготовку участка и прочее, оставшиеся 12 миллионов из субвенции возвращены.

Также Вера Тучнолобова отметила законодательный казус — в региональном законе сказано, что жилье должны предоставлять «по месту первичного выявления сироты». То есть, если ребенка подкинули в Ижемском районе, затем отправили в детский дом Печоры, где он остался жить, жилье сироте должны предоставлять на территории Ижемского района. В то же время в федеральном законе сказано, что квартира предоставляется по месту жительства сироты, поэтому Прокурор Коми внес протест с требованием привести эту норма республиканского закона в соответствии с федеральным законодательством.

Как заметили присутствующие, региональный закон об обеспечении жильем детей-сирот нуждается в серьезной доработке, если не совсем в ликвидации — слишком много в нем несоответствий и несуразиц. Так, например, председатель комитета жилищной политики Администрации Сыктывкара Кристина Ващенкова указала на требование регионального закона, по которому при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье сирота должен предоставить документы родственников.

- Какие родственники у сироты? Он и не знает своих братьев-сестер, если они есть, или не может найти с ними общий язык. По этому формальному признаку мы вынуждены отказывать в постановке на учет, зная, что сирота пойдет в суд и выиграет, — рассказала Ващенкова.

Кроме того, муниципальным бюджетам не хватает выделяемых средств.

- Мы готовы всех обеспечивать жильем, только средств катастрофически не хватает. Естественно, люди подают на администрацию в суд, выигрывают, и им мы должны предоставить жилье в первую очередь. Но денег нет и в итоге мы вынуждены тратиться на судебные издержки. Исполнительский сбор за неисполнение решения суда составляет 50 тысяч рублей — по делу одного из сирот администрацию оштрафовали уже на 150 тысяч рублей. Получается, что мы вынуждены не очередь закрывать, а судебные решения исполнять. Смешно, но мы помогаем сиротам писать иски сами на себя, чтобы они в первую очередь получили жилье, — эмоционально выступила Кристина Ващенкова.

Присутствующий на встрече представитель Минэконома Коми заметил, что Сыктывкар имеет сбалансированный бюджет и мог бы вполне выделить свои собственные средства на решение проблемы, на что К. Ващенкова парировала, что деньги в таком случае придется отнимать у школ и садов, а также других категорий очередников — многодетных семей и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

- В этом году Сыктывкару выделено денег на обеспечение жильем 13 сирот, а судебных решений принято уже больше 40, и это еще не конец года! Исходя из выделяемых средств жилищная проблема сирот не решится никогда!

В ответ на обвинения в недостаточном финансировании представитель Минфина Коми ответил, что бюджет формируется исходя из имеющихся средств. Учитывая, что бюджет предельно дефицитный, увеличивать расходы республика не сможет.

По итогам круглого стола ОНФ участники предложили сформировать рабочую группу для выработки предложений по внесению изменений в республиканское законодательство и отправить их на рассмотрение в Госсовет Коми.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии