Культура

Сыктывкарцы услышали симфонические версии рок-хитов

: Фото Ивана Федосеева
24 февраля в академическом театре имени В.Савина симфонический оркестр под управлением Игоря Пономаренко («IP Orchestra») исполнил программу «Рок-хиты». Господин Пономаренко сотоварищи приезжает в Сыктывкар не в первый раз, несколько месяцев назад он со своей камерной группой уже музицировал на той же самой сцене с программой «Музыка в кино». На этот раз IP Orchestra представили симфонические версии рок-хитов в диапазоне от The Beatles до Muse. Широкий охват репертуара от классиков до современников спровоцировал приход публики самых разных возрастов, численность которой превышала количество сидячих мест в зале.

Начало концерта было положено исполнением рок-боевика «Highway to Hell» (Дорога в ад) от группы «AC/DC». С первыми аккордами за сценой заработал большой экран, транслировавший видео- и фотокадры участников знаменитого австралийского коллектива. Главенствующую роль в этом видеоряде, разумеется, играл гарцующий в коротких штанишках бессменный соло-гитарист «AC/DC» Ангус Янг, давно ставший символом Австралии наравне с кенгуру.

Закончив эту тяжелую композицию, Игорь Пономаренко напомнил сыктывкарцам, что они пришли не на спектакль «Три сестры» и еще раз озвучил название исполненной песни, давая понять, в каком направлении будет происходить движение, намекая на то, что публика может вести себя более раскованно. Подводя зрителей к следующему номеру программы, руководитель «IP Orchestra» начал рассказ о сгоревшем ночном клубе и дыме, который стелился над рекой. Посвященные в рок-культуру без труда поняли, что речь идет о композиции «Smoke on the water» (дым над водой) британцев «Deep Purple». Самый узнаваемый гитарный рифф в рок-музыке, и в то же время самый простой (недаром все доморощенные гитаристы начинают свой творческий путь с подборки именно этой мелодии) вполне мог быть заменен пассажами композиции «Child in Time» (Дитя во времени), более подходящей для камерного исполнения.

Фото Ивана Федосеева

Фото Ивана Федосеева

Далее зрителям предложили вспомнить, с чего все начиналось и, под умные взгляды ливерпульской четверки, зазвучала гениальная баллада «Yesterday» (Вчера). Особо впечатлительные сыктывкарцы достали платки, что неудивительно, поскольку мелодия Пола Маккартни способна дойти до сердца слушателя в самом простом исполнении, не говоря уже о симфонической аранжировке. Бравым маршем музыканты отыграли «Light my Fire» (Зажги мой огонь) легендарных калифорнийцев «The Doors». На экспрессивное дирижирование и прыжки на месте Игоря Пономаренко с романтической отстраненностью сверху смотрел мятежный ангел Джим Моррисон. Больший отклик от публики «IP Orchestra» получила после исполнения «Slill loving you» (Все еще люблю тебя) ганноверской группы «Scorpions». Далее экран транслировал кошачью пластику и безразмерный рот Мика Джаггера под бессмертный рифф песни «Satisfaction» (Удовольствие). Обведенные черной тушью глаза Оззи Осборна тяжелым взглядом смотрели на сыктывкарцев под металлическим прессом «Black Sabbath».

В продолжение вечера господин Пономаренко предложил немного отдохнуть от рока, сразу «успокоив» публику, что симфоний сегодня не будет, а будет Майкл Джексон со своей лучшей вещью «Billie Jean» (Билли Джин). Так лунной походкой в наш вечер вошли восьмидесятые. Под занавес первого отделения, камерная группа исполнила главный хит 1991 года (если не считать речь Б.Ельцина на танке) «Smells Like Teen Spirit» (Повеяло духом юности) группы «Nirvana» из провинциального американского городка Абердин. Кстати, дирижер и, по совместительству, конферансье этого вечера Игорь Пономаренко в перерыве пошутил об увиденной им бутылке коньяка у зрителя, напрямую связав этот факт с названием абердинской группы. А тем временем, струнная секция уже наигрывала мелодичный куплет «Smells Like Teen Spirit» и на зал смотрели полные вселенской грусти глаза «вселенского отказника» Курта Кобейна.

В начале второго отделения господин Пономаренко все-таки стал «угрожать» исполнением симфонии или рапсодии (намекая на высокий культурный уровень сыктывкарской публики). Таким изящным образом руководитель оркестра подвел слушателей к композиции «Bohemian Rhapsody» (Богемная рапсодия) британцев «Queen». Оправдывая свое название, это творение Фредди Меркьюри является контрастным музыкальным произведением и в камерной форме выглядит весьма внушительно. Самым лучим номером программы, по мнению корреспондента «Коми Ньюс», стала композиция «Stairway to Heaven» (Лестница в небо) легендарной группы «Led Zeppelin». Являясь квинтэссенцией рок-музыки, это многоуровневое музыкальное произведение больше всех заслуживает оркестровой аранжировки, с чем музыканты «IP Orchestra» блестяще справились. Роскошная шевелюра Роберта Планта качалась в такт духовым трелям, а Джимми Пейдж водил смычком по струнам электрогитары в сопровождении партии скрипачей.

Дальше музыкальный вечер пошел под эгидой девяностых годов. Были отыграны главные хиты таких групп как «Bon Jovi», «Depeche Mode», «Metallica», «Radiohead». Исполнение песни последней группы в этом ряду автору статьи понравилось больше остальных. А вот публике, судя по настоящему гвалту, пришлась по сердцу баллада «Nothing Else Matters» (Остальное не важно) американской треш-метал-группы «Metallica». Эпоху семидесятых дополнили группа одного хита «Eagles» и великие «Pink Floyd». Если с первыми все понятно, то у вторых в коллекции немало музыкальных полотен достойных дирижерской палочки. Однако выбор Игоря Пономаренко пал на самую узнаваемую в репертуаре английских психоделиков песню «Another Brick In The Wall» (Еще один кирпич в стене), как и в случае с «Deep Purple», видимо, ориентируясь на популярность мелодии.

Единственными представителями нулевых годов были опять же британцы «Muse» со своим легко переводимым на русский язык рок-боевиком «Hysteria». Подводя публику к этому номеру, Пономаренко поздравил мужскую часть аудитории с прошедшим праздником и пошутил по поводу мужской истерии. Сознательно или нет, дирижер «IP Orchestra» напомнил автору статьи о том, что альбом «Absolution», включающий в себя эту песню, в момент своего выхода сопровождался антимилитаристскими высказываниями участников трио «Muse» на фоне вторжения коалиционных сил в Ирак, что придает высказыванию дополнительные коннотации.

В завершении концерта была прорекламирована новая программа «Наши рок-хиты», которую камерная группа планирует также представить сыктывкарской публике, и прозвучали угрозы об изгнании из зала за молчание во время музицирования. В качестве промоакции «IP Orchestra» исполнила песню «Звезда По Имени Солнце», сорвавшую овации благодаря до боли знакомой мелодии и романтическому взгляду с выпущенной вперед нижней губой сами-знаете-кого.

Все вопросы о том, понравился зрителям концерт или нет, сняли неоднократные вызовы музыкантов на бис. Прозвучала песня группы «Europe», внепрограммное произведение Эдуарда Артемьева, закончилось все той же «Nirvana». Виолончелист, имитирую буйства Курта Кобейна, стучал своим инструментом об пол, а публика окончательно поняла, что пришла не на спектакль «Три сестры», и начала неистово свистеть.

Безусловно, программа «рок-хиты» является хоть и по-настоящему качественным, но коммерческим проектом. Об этом говорят и цены на билет, и плотность зрителей в зале, да и плотность концертов в гастрольном графике оркестра. Подводя публику к песне «Satisfaction», Игорь Пономаренко рассуждал о сложности получения художником этого самого удовольствия, упоминая о деньгах. Сложно утверждать, что именно имел в виду музыкант, но эта фраза наталкивает на вопрос, а получают ли удовольствие музыканты, играющие академическую музыку, при ежедневном исполнении «Satisfaction»? Рок-музыка является очень крупным явлением и она дала миру много идей. Уже упомянутые «Pink Floyd» наряду с «Genesis», «Jethro Tull», «King Crimson» могут стать украшением вечера симфонической музыки. Наверняка, обойдется без аншлага и свиста в зале, зато потоки удовольствия будут протекать по обе стороны сцены.

Комментарии