Общество

Транспортный бардак: сыктывкарские автобусы ездят с нарушениями интервалов, водители лихачат и хамят

В столице Коми активисты в течение нескольких месяцев вели мониторинг работы общественного транспорта, фиксируя все нарушения и недочеты, а 1 июля презентовали результаты своего труда журналистам, предприятиям-перевозчикам и профильным ведомствам. Итог оказался, мягко говоря, удручающим.
Фото из группы "Сыктывкар-Автобус" ВКонтакте

В 2012 году сыктывкарцы, недовольные работой городского общественного транспорта, создали ВКонтакте группу «Сыктывкарский автобус». После нескольких лет обмена опытом борьбы за качественную работу автобусов и обслуживание пассажиров у активистов родилась идея общественного мониторинга одной из самых проблемных сфер городской среды, который помог бы улучшить ее с учетом пожеланий и потребностей самих горожан.

Мониторинг охватил десять автобусных остановок, в том числе в Эжвинском районе столице. На каждую из них активисты выходили трижды: в пиковые часы и межпиковое время в будни, а также в выходные. Вооружившись имеющимися нормативными актами, регламентирующими пассажирские перевозки, они проверяли соблюдение расписание движения транспорта, информацию на остановках и информацию о маршрутах на самих автобусах. Кроме того, опрашивали пассажиров — удовлетворены ли они получаемыми услугами.

Результаты мониторинга оказались удручающими. Так, абсолютно все перевозчики и почти на всех маршрутах не соблюдают интервал движения автобусов, особенно в час пик. Больше других грешат этим на маршрутах под крылом ООО «Гермес»: №29 (опоздания в 91% случаев), №4 (56% отклонений от расписания) и №3 (опаздывает каждый второй автобус). Также не соблюдают установленные временные рамки и на маршрутах, которые обслуживает ООО «Альфа-Транс»: №7 (83% опозданий), №24 (67% опозданий), №25 (64% опозданий).

При этом были выявлены и случаи пунктуальности перевозчиков: без отклонений от расписания ездят автобусы по маршрутам №11 (ООО «Пассажирские линии»), №12 (ООО «Гермес»), №23Д и №26 (ООО «Альфа-Транс»).

В рейтинге перевозчиков по соблюдению расписания движения автобусов первое место заняло ООО «Гермес» с 43% нарушений, второе — ООО «Альфа-Транс» (32%), третье — ООО «Пассажирские перевозки» (32% и грубые нарушения расписания), четвертое место у ИП Петрушин (14%) и пятое — у ИП Карпова С.В. (9%).

Не лучше обстоят дела и с информацией для пассажиров на остановках. Оказалось, что все без исключения указатели с расписанием движения автобусов содержат те или иные нарушения (предоставляют ошибочную или неполную информацию), иногда указатели и вовсе отсутствуют.

Также перевозчики не следят за предоставлением информации на самих автобусах. Каждая вторая из 770 единиц обследованного транспорта не имела данных, которые должны быть предоставлены пассажирам. Чаще всего перевозчики не указывают основные промежуточные пункты маршрутов (42% автобусов), забывают крепить номер маршрута на заднем окне (19% автобусов), а также не отмечают начальный и конечный пункты маршрута на правых сторонах кузова (17%) и над лобовым стеклом (13%).

После анализа всех наблюдений был составлен антирейтинг сыктывкарских перевозчиков. Абсолютным антилидером стало ООО «Пассажирские линии», на ступень выше разместился ИП Петрушин Е.М., над ним ООО «Гермес», ООО «Альфа-Транс», а самым лучшим признана ИП Карпова С.В.

Итогом наблюдений стали рекомендации для всех заинтересованных сторон. Пассажирам рекомендовано активнее следить за нарушениями в работе городского транспорта и отстаивать свои права с использованием правовых механизмов воздействия. Администрации столицы Коми, Министерству промышленности и транспорта Коми, а также профсоюзным организациям советуют активнее и строже контролировать работу перевозчиков; повсеместно установить поминутное расписание движения автобусов, исключив интервальное; разработать единые по форме информационные таблички на остановках и указатели на автобусах. Что касается самих перевозчиков, то им предложено оперативно устранять нарушения; не ставить заработок водителей в зависимость от выручки; разработать правила для водителей и кондукторов о вежливом общении с пассажирами.

После завершения доклада слово предоставили и «объектам» критики, которые поблагодарили активистов за кропотливый труд и озвучили целый ряд проблем, которые мешают созданию в Сыктывкаре общественного транспорта мечты.

Так, профсоюзный лидер автотранспортников и дорожников Иван Урсу корень всех бед, в том числе низкого сервиса и изношенного автопарка видит в низкой конкуренции. По его словам, крупнейшее предприятие-перевозчик, дотируемое городом, не стремится работать на совесть, поскольку в любом случае получит финансирование. Также на безопасность работы транспорта влияет отсутствие контроля как со стороны заказчика (городской администрации), так и исполнителей (перевозчиков), и зависимость заработной платы водителей от за день полученной выручки.

На вечную нехватку средств в бюджете обратил внимание руководитель Управления ЖКХ сыктывкарской мэрии Сергей Воронин. Он отметил, что денег на обновление автопарка республика не выделяет, а в связи с непростой экономической ситуацией неизвестно, выделит ли вообще в ближайшие годы. Не стремятся закупать новую технику и сами перевозчики, просящие помощь в решении этой проблемы у администрации. В то же время Сергей Воронин подчеркнул, что ряд озвученных активистами проблем можно решить и без особых бюджетных вливаний. Например, разобраться с интервалом движения автобусов и создать единую форму табличек и указателей. Все остальное необходимо обсуждать «не в этом месте».

Не промолчали и перевозчики. Их эмоциональные выступления можно свести к одному тезису, озвученному ранее Иваном Урсу: городскому общественному транспорту Сыктывкара не хватает конкуренции, которая, как считают перевозчики, способна простимулировать и обновление автопарка, и рост заработка водителей и кондукторов, и ответственное отношение к работе на маршрутах.

Не согласился с этой мыслью представитель Минпрома Коми Владимир Котов: «Это не булочная, не все виды конкуренции в транспорте являются приемлемыми». Он же добавил, что по опыту других регионов ведомство ведет работу над созданием сайта по отслеживанию движения городских автобусов с помощью системы GPS/Глонасс. Разработкой занимается Комитет по информатизации и связи Коми.

Как резюмировали организаторы встречи, активисты показали новый подход к оценке работы транспорта, поэтому теперь ответственные лица могут прибегнуть к услугам и опыту волонтеров, а также наконец-то включить в цепочку общения заказчик- перевозчик — контролирующие органы и пассажиров, как единственных потребителей услуги.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии