Экономика

Россияне демонстрируют охлаждение своих чувств к кредитам и займам

Более половины респондентов назвали кредиты «долговой ямой», из которой трудно выбраться, хотя еще четыре года назад половина россиян считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни.
Фото ratecredit.net

В июле текущего года исследовательский холдинг Ромир провел очередное исследование об отношении россиян к кредитам и о стиле пользования кредитными программами. Аналогичные опросы проводилось в 2015, 2012 и 2010 годах. Напомним, что уже в прошлом году было зафиксировано явное охлаждение россиян к кредитам на фоне сложной экономической ситуации. В этом году по мере нарастания кризиса нелюбовь наших соотечественников к кредитам еще усилилась.

На вопрос о том, чем для респондентов является кредит, как и год назад, 52% опрошенных ответили — «долговой ямой», из которой трудно выбраться. Треть респондентов (34%) назвали кредит необходимостью, если нужно сделать крупную покупку. А каждый десятый (9%) респондент назвал кредит нормальным средством повышения качества жизни. С прошлого года мнения россиян практически не поменялись, оставшись с «кризисном» стиле восприятия кредитов. Хотя еще несколько лет назад половина россиян относилась к кредитам куда более лояльно, называя их нормальным средством для совершения крупных покупок.

При ответе на вопрос о пользовании кредитами за последний год выяснилось, что доля россиян, которые не занимали денег у банков, продолжает увеличиваться. Так, если в прошлом году такой ответ дали 55% опрошенных, то в этом году доля выросла уже до 60%. В остальном же востребованность кредитов осталась почти неизменной, но с тенденцией к сокращению.

Так, каждый четвертый россиянин (25%) заявил, что за последний год брал или продолжал выплачивать потребительский кредит. Годом ранее такой ответ давали 27% респондентов. А три года назад почти каждый второй участник опроса признавался в наличии у него потребительского кредита.

Кредит на неотложные нужды брали или выплачивали 8% респондентов. И как видно из диаграммы 2, именно этот вид кредитов с каждым годом теряет популярность, причем начало этой тенденции было положено еще до кризиса. А вот доля пользователей автокредитами и ипотекой остается стабильной. 8% выплачивают кредиты за автомобили, а 5% — за жилье.

Стоит также отметить, что до сих пор сохраняется определенная доля россиян, которые выплачивают сразу несколько кредитов. В этом году таковых было выявлено 6%, а в прошлом — 5%. Четыре же года назад мультикредитных респондентов насчитывалось порядка 17%, в 2010 году — 19%.

В том, что касается ближайших планов на кредитование, то они почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Если в 2015 году планировали в ближайшее время взять кредит 12%, то в этом году доля таких ответов составила 14%. Соответственно об отсутствии планов на получение кредита заявили в этом году 83% опрошенных при 87% аналогичных ответов в прошлом году. Напомним, что еще в 2012 году желающих воспользоваться кредитами было вдвое больше — 26%.

Отметим, что планы на пользование кредитными программами разнятся в разных возрастных группах. Так, каждый пятый россиянин 25–44 лет заявил, что планирует взять кредит в ближайшее время. Тогда как среди россиян старше 60 лет интерес к кредитам вдвое ниже, чем в среднем по выборке.

Если говорить о критериях выбора кредитной программы, то приоритеты не сильно изменились с момента последнего опроса. Однако, если сравнивать результаты текущего года с данными четырехлетней давно, то изменения становятся очевидными.

Итак, по-прежнему наиболее важным критерием является процентная ставка — об этом заявили 73% россиян. Каждый третий потенциальный заемщик (31%) обращает внимание на срок кредита. 18% респондентов назвали еще одним важным критерием максимальную сумму кредита. Этот фактор за последний год поднялся в рейтинге, обогнав такие характеристики как возможность досрочного погашения кредита (15%), удобство погашения кредита (11%), минимальный набор документов для оформления кредита (14%).

В докризисный период, четыре года назад россияне больше обращали внимания и на процентную ставку, и на срок кредита, а также на удобство его погашения с возможностью досрочной выплаты. Возможно, такие изменения объясняются общим охлаждением россиян к кредитам. Отсюда и снижение интереса к деталям заемных программ.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что рынок кредитования по-прежнему остается в трудном положении. Россияне стараются больше рассчитывать на собственные средства, отказываясь от займов. Кредитную активность и лояльность демонстрируют в основном наиболее экономически активные россияне 25–34 лет.

В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Ромир — крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Комментарии