Экономика

Франшиза сыктывкарской сети «Додо Пицца» вошла в топ-30 самых популярных в России

РБК составил рейтинг самых популярных франшиз 2015 года. «Додо Пицца» заняла в нем восьмое место.
Фото со страницы Федора Овчинникова ВКонтакте

Как отмечает РБК, понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы — агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Но единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений (например, по ценам и конкуренции).

Все договоры коммерческой концессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Для составления рейтинга РБК запросил в Роспатенте информацию о 200 самых популярных товарных знаках, по которым были зарегистрированы ДКК в течение 2015 года, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим знакам и общем количестве договоров каждой компании с франчайзи на конец 2015 года. Иногда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований торговых марок (например, INVITRO и ИНВИТРО), в таком случае издание брало самое популярное наименование.

Из крупных сетей в рейтинг не вошли франчайзи сотовых операторов. Как объяснял РБК руководитель направления франчайзинга и развития дилеров Tele2 Николай Колесников, в случае использования ДКК бизнесмен должен закупать сим-карты и продавать их от своего имени, а это невозможно: право оказывать услуги связи имеют только сотовые операторы. Поэтому телеком-компании обычно используют агентские соглашения.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, в 2015 году российский рынок франшиз вырос на 15% (ассоциация опросила представителей около 70 ключевых франчайзинговых сетей, насколько у их партнеров увеличилось количество заведений).

«Многие бренды, которые до кризиса не рассматривали франчайзинг как стратегию развития бизнеса и открывали только собственные точки, сейчас запускают франчайзинговые сети», — говорит гендиректор компании «Франкон» (консультант по франчайзингу), эксперт портала franshiza.ru Нина Семина. Самый показательный пример — McDonald' s, который работает по франчайзингу во всем мире, но в России открывал только собственные рестораны, не доверяя местным предпринимателям. Однако в 2015 году была продана первая российская франшиза самого известного фаст-фуда, а в 2016 году компания намерена открыть 60 новых заведений, в том числе по франшизе.

На рынке франчайзинга также появляется множество новичков. Например, предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в 2011 году, а франчайзинг начал развивать в 2013-м. Сейчас в его сети уже более ста пиццерий, работающих не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Румынии и США. На конкурентном и насыщенном рынке общепита Овчинников предложил своим франчайзи облачную информационную систему «Додо ИС», которая позволяет автоматизировать бизнес пиццерии.

«Кризис — отличное время начать франчайзинговый бизнес. С одной стороны, кто-то теряет работу, а кто-то не видит перспектив у своего бизнеса и ищет новую сферу применения сил. С другой стороны, франчайзи стало проще договариваться с владельцами недвижимости, искать сотрудников. Спрос на франшизы растет», — говорит Федор Овчинников, основатель сети «Додо Пицца», которая занимает 8-е место в рейтинге РБК.

Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии