Общество

В Коми могут появиться общественные экологические инспектора

Сегодня в Общественной палате республики Коми прошло обсуждение республиканского законопроекта “Об общественном экологическом контроле”, который определит функционал и обязанности института общественных инспекторов. Им предстоит действовать только в рамках и механизмах Общественной палаты или ведомственных общественных советов.

Как отметил министр, в республике активное участие в охране окружающей среды принимает общественность, общественные объединения, весомый вклад делают и сами жители республики через обращения граждан. Уже два года во всех межведомственных, природоохранных комиссиях любого уровня присутствуют представители общественных организаций. На указанные проблемы министерство реагирует организацией рейдов, различных комиссий, информированием смежных органов с целью проведения проверок и разрешения проблем. Первый проект закона “об общественном экологическом контроле” в Коми был разработан в 2010 году, но до сих пор не был принят, работа над ним не прекращалась.

Целями нынешнего законопроекта Роман Полшведкин назвал реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, участие общественных объединений, НКО и граждан в охране окружающей среды, а также, по всей видимости, систематизацию работы с общественными организациями, выдвигающими “альтернативную повестку”.

- Ни для кого не секрет, что в последнее время активизировались общественные организации, которые не всегда занимают конструктивную позицию, дискредитируя деятельность государственной власти, промышленных предприятий, тем самым выдвигая некую альтернативную повестку, не соответствующую целям социально-экономического развития республики Коми. В большинстве своем они имеют иностранное финансирование, а в конкретных случаях переходят все грани. По моему мнению, такой закон должен сформировать достаточно устойчивый институт гражданского общества в виде общественных инспекций, которые будут помогать информировать органы власти и взаимодействовать с ними, актуализируя экологическую повестку с учетом ее гармонизации со стратегическими программами, принятыми в республике и в целом в Арктическом регионе, — высказался министр, добавив, что сегодня нужно и в сфере экологии переходить к импортозамещению, формируя повестку, которая удовлетворяет времени.

Также Роман Полшведкин сообщил, что подобный законопроект разрабатывается на федеральном уровне, его положения попытались учесть и в республиканском варианте. В федеральном законе оговариваются требования к инспекторам, их права и обязанности, а также гарантии и поощрения. Кроме того, определены субъекты экологического контроля и появление института общественной экологической инспекции, четко прослеживается роль общественных экологических организаций, Общественной палаты и Общественного совета при минприроды в формировании такой инспекции. Закрепляются разнообразные формы общественного контроля: это и экологический мониторинг, и общественная проверка, и общественная экспертиза. Оговаривается, что кандидатуры общественных инспекторов должны выдвигать общественные организации.

-Важно, чтобы работали механизмы конструктивного взаимодействия, не связанные с огульной критикой органов власти и предприятий, — заключил рассказ о положениях законопроекта министр.

Член общественной палаты Андрей Кичигин процитировав одно из положений законопроекта поинтересовался, не будет ли общественный инспектор, имея полномочия направлять иск в суд о возмещении вреда природе, дублировать компетенции прокуратуры и предположил, что в таком случае иски будут отправлять и те, кто не слишком разбирается в экологии.

Роман Полшведкин заверил, что квалификацию инспектора в любом случае будет согласовывать Общественный совет при министерстве, да и обращаться в суд имеет право любой гражданин, а прокурор сыктывкарской природоохранной прокуратуры Юрий Гудков обратил внимание на то, что республиканский закон несколько неточно передает идеи, заложенные в федеральном законодательстве — привлечение общественников в ведомственные комиссии не позволит им контролировать, насколько качественно работают госорганы, что является их основной задачей, и может привести к конфликту интересов. Природоохранный прокурор предложил законодательно определить органы, за которыми будет осуществляться надзор.

Председатель Общественной палаты региона Галина Киселева напомнила, что сегодня существует особый порядок осуществления общественных проверок. Инициатором общественной проверки является Общественная палата, чтобы не допустить ситуации “кому вздумалось, тот и пошел проверять”.

- У нас сегодня очень много активных граждан, которые, порой не разбираются в сути вопроса, но, движимые самыми патриотическими чувствами, они готовы сражаться с недостатками и выступают с инициативой, которая может навредить — таких проявлений надо опасаться, — подчеркнула она.

Чтобы охладить пыл активных общественников, создан целый механизм проведения проверки: комиссия Общественной палаты или рабочей группы направляет предложение о проведении общественной проверки руководителю, секретарю ил председателю Общественной палаты после чего это предложение выносится на заочное голосование Общественной палаты методом опроса. Голосование длится от 3 до 5 дней, после принятия решения о проведении проверки палата доводит до сведения руководителя проверяемого органа или организации информацию о проверке, сроках (не более 30 дней), порядке ее проведения и определения результатов.
Документ о проведении проверки в числе заключений должен содержать основания для проведения проверки.

- Чтобы проводить проверки грамотно, с общественность надо работать. Речь идет не только об общественном контроле с точки зрения выявления недостатков, но есть и вторая сторона — общественность сегодня может дать положительную оценку деятельности любого органа и для этого у нее будут все основания, если она будет соблюдать некий порядок проведения проверки, — пришла к заключению председатель палаты.

Член Общественной палаты Елена Щербина высказала сомнение, что многие общественные организации не сумеют высказывать объективное мнение, так как получают гранты и поддержку от Минприроды республики.

- Не будет ли это выглядеть, будто домашнее животное жалуется на своего хозяина? — привела она аналогию, развив мысль в несколько неожиданную сторону. — И вообще, мои корни в советском прошлом, поэтому моя душа возмущается, а в голове не укладывается, что общественник должен контролировать государство. До чего мы дожили?

Представитель республиканского экспертного совета Игорь Бурлаченко заметил, что это как раз и является основами гражданского общества.

Галина Киселева напомнила, что становиться общественным инспектором — дело добровольное.

- Никто не заставляет идти в инспекторы. Силком вас туда никто не притянет. Этим будут заниматься те, у кого сердце болит, — заметила она.

Директор дирекции Общественной палаты Александра Афонина попросила учесть, что всем инспекторам неплохо было бы иметь удостоверение личности. Этого в законопроекте не прописано, а если оговаривать удостоверение подзаконным актом, оно не будет иметь должной силы воздействия.

В завершение эксперт Общественной палаты Александр Щиголев предложил прописать не права и обязанности инспекторов, а способы их защиты и гарантии.

- Если государственный инспектор получит по голове во время исполнения, то это будет производственная травма, а если общественник — бытовая. И инвалидность в этой ситуации у них будет разная, — заметил он.

В ходе совещания общественники согласились принять законопроект с учетом предложенных замечаний, которые позже должны превратиться в поправки.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии