Общество

В СыктГУ открылся республиканский образовательный форум «Образование. Государство. Общество»

Ректор СыктГУ, депутат Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская выступила с докладом на секции «Развитие образования этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС».
Фото: www.internet.net

17 марта в Сыктывкаре открылся образовательный форум Республики Коми «Образование. Государство. Общество».

Ректор СыктГУ, депутат Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская выступила с докладом на секции «Развитие образования этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС».

По ее мнению, тема вызывает большой профессиональный и общественный интерес. Сейчас ведется работа над проектом новой редакции республиканской «Концепции образования этнокультурной направленности», которая за годы реализации не только дала позитивные результаты, но и выявила ряд проблем. Для того, чтобы понять, каким образом можно их решить, необходимо общественное обсуждение концепции.

«Концепцию отличают подходы, которые я как законодатель много лет видела в некоторых федеральных законах: она не учитывает территориальную специфику. Например, закон №131 о местном самоуправлении оперировал критерием «шаговая доступность в течение светового дня», не учитывая того, что в ряде субъектов есть такое явление, как полярная ночь. Точно также и мы в нашей концепции не видим разницы в этнической и социальной ситуациях в муниципалитетах, уравнивая в подходах к изучению коми языка, к примеру, Воркуту и Усть-Куломский район. Это несправедливо и для тех, и для других. Вероятно, можно предложить несколько моделей образовательных программ, наполнение которых будет зависеть от конкретной ситуации в муниципалитете.

Приоритетом развития образования этнокультурной направленности считается общественный договор субъектов образования, предусматривающий согласование интересов личности, семьи, общества и государства и принятие ими взаимных обязательств. Однако о механизмах выработки этого договора ничего не сказано. Это должно стать темой наших дискуссий», — рассказала ректор.

Также М. Истиховская отметила, что руководство и преподаватели Сыктывкарского университета обсуждают новые подходы к подготовке национальных кадров. Принято решение о том, что в 2015 году абитуриенты, изучавшие в школе коми язык как государственный, получат возможность поступления на образовательную программу по направлению «Педагогическое образование». Прежде поступить на направления «филология» с компонентом «национальная филология» и «коми язык и литература» могли только выпускники школ, освоившие программу изучения коми языка как родного.

«При этом, учитывая, что в школах республики, где обучаются носители коми языка, удовлетворенность кадрами находится на высоком уровне, считаем важным изменить содержание программы по коми языку и сформировать у будущих педагогов навыки преподавания коми языка как иностранного для школ, где в основном обучаются дети, не являющиеся его носителями. Также требуется включить в программу подготовки учителей коми языка и литературы курс по национальной культуре», — подчеркнула М. Истиховская.

Другое важное изменение — расширение спектра направлений подготовки национальных кадров. «В Республике Коми вопрос подготовки национальных кадров много лет рассматривался как вопрос подготовки педагогических кадров. Упор всегда делался на то, чтобы подготовить квалифицированного учителя коми языка и литературы. В этом направлении были достигнуты определенные успехи.

При этом педагоги и филологи сегодня занимаются и национальной политикой, и национальной журналистикой, и взаимодействием с общественностью. Мы предлагаем расширить спектр направлений подготовки национальных кадров и включить национальный компонент в такие направления, как «политология», «реклама и связи с общественностью», «журналистика».

Правда, данные программы, исходя из стандартов, утверждаемых Министерством образования и науки РФ, не могут содержать в себе необходимых дисциплин для формирования важных для республики компетенций у будущих специалистов.

Поэтому мы предлагаем организовать прием на эти направления подготовки через целевой прием по квоте органов власти и МСУ. Для данных групп студентов университет будет готов разработать дополнительные программы, реализацию которых планируется начать с 3–4 курса. По согласованию с Правительством Республики Коми мы можем предусмотреть в них то содержание, которое поможет сформировать необходимые компетенции выпускникам. Для направления подготовки «политология» и «реклама и связь с общественностью» мы предлагаем рассмотреть подготовку и реализацию дополнительной программы «национальная и региональная политика». Для направления «журналистика» — программу «коми журналистика». Таким образом, мы сможем обеспечить стратегически важные с точки зрения национальной политики отрасли квалифицированными специалистами», — сообщила ректор.

***
В Сыктывкарском университете пройдут заседания двух дискуссионных площадок в рамках образовательного форума: «Профессиональный стандарт педагога — вызов времени и общества» и «Государственно-общественное управление в образовании».
В форуме принимают участие 426 участников из 13 муниципальных образований.
Пять площадок форума выстроены по принципу четырех уровней образования: дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное образование. В их числе «Современное дошкольное образование: развивающаяся личность через взгляд общества», «Эффективные механизмы развития общего образования в условиях реализации ФГОС» (2 площадки), «Совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», «Дополнительное образование — ресурс самоопределения личности ребенка».
Второй принцип — тематический. То есть площадки организованы по тем острым проблемам, которые сегодня обсуждаются в обществе.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии