Общество

В прокуратуре Коми обсудили вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства

Сегодня на коллегии в прокуратуре Республики Коми обсуждены вопросы исполнения законодательства, регламентирующего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

В мероприятии, проведенном под председательством прокурора республики Сергея Бажутова, принял участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Игорь Бобков.

Проведению коллегии предшествовала проверка, проведенная по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В ходе нее выявлено свыше 200 нарушений закона, в целях устранения которых принесено 28 протестов, внесено 34 представления, в суды направлено 6 исковых заявлений, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях. Всего в этой сфере за последние два года выявлено свыше 360 нарушений закона.

Установлено, что не всеми уполномоченными органами выполняются требования ст. 8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №209-ФЗ), предусматривающей ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, а также порядок их ведения (гг. Сыктывкар, Сосногорск, Ухта, Усть-Куломский, Корткеросский, Троицко-Печорский, Удорский, Княжпогостский районы).

В нарушение статей 11 и 13 Федерального закона №209-ФЗ выявлены случаи длительного бездействия и неэффективного функционирования координационных и совещательных органов местного самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства. В ряде случаев на официальных сайтах органов местного самоуправления не размещаются решения об их создании. Работа созданных при муниципалитетах общественных советов сводится к формальному проведению заседаний, без выработки единой политики в области развития предпринимательства (г. Ухта, Усть-Вымский, Прилузский, Княжпогостский, Троицко-Печорский, Сысольский, Эжвинский районы). Так, заседания созданного при администрации Сысольского района общественного совета по малому предпринимательству в 2013–2014 годах не проводились, последнее заседание состоялось в январе 2012 года.

Не всеми органами местного самоуправления исполняются требования Федерального закона №209-ФЗ в части реализации полномочий по утверждению и реализации целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, оказании им различных видов поддержки (г. Сыктывкар, Корткеросский, Княжпогостский районы).

В нарушение ст. 10 Федерального закона №209-ФЗ в двух сельских поселениях Корткеросского района не утверждены муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, что препятствует их доступу к поддержке со стороны органов местного самоуправления.

Из государственной подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» программы Республики Коми «Развитие экономики», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 №418, в качестве получателей поддержки исключены микропредприятия, которые в силу ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ отнесены к подвиду малых предприятий. При этом согласно статистическим данным на территории Республики Коми количество микропредприятий составляет 11 775, что в 11 раз больше, чем малых, и в 100 раз выше, чем средних.

Выявлены нарушения ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ, выражающиеся в отсутствии в муниципальных программах развития малого и среднего предпринимательства условий предоставления поддержки, нарушении сроков рассмотрения обращений предпринимателей по вопросам ее оказания (гг. Печора и Сосногорск, Сысольский, Троицко-Печорский и Корткеросский районы).

Нередки нарушения прав хозяйствующих субъектов при оказании им финансовой поддержки в рамках реализации программ развития малого и среднего предпринимательства. При фактическом исполнении подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» прокуратура Республики Коми выявила случаи нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства при заключении договоров об оказании поддержки, которые выразились в сокращении в два раза сроков расходования субсидии (по условиям программы — в течение 24 месяцев, по договору — 12 месяцев).

При проверке администрации Княжпогостского района выявлены случаи вынесения различных решений, как о предоставлении субсидий, так и об отказе в их предоставлении при одинаковых условиях и аналогичных пакетах документов, представленных хозяйствующими субъектами. Кроме того, администрация района отказывала в предоставлении поддержки по причине непредставления документов, которые в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ, должна была запросить самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.

Установлены факты нарушения 5-дневного срока информирования субъекта малого и среднего предпринимательства о решении, принятом по его обращению о предоставлении поддержки (гг. Сыктывкар, Печора и Сосногорск, Усть-Куломский, Корткеросский, Усть-Вымский и Троицко-Печорский районы).

Проверкой установлены факты незаконного оказания поддержки, в частности, в нарушение условий муниципальных программ: субъектам, не относящимся к категории малого либо среднего предпринимательства, или при наличии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам (гг. Воркута и Сосногорск, Княжпогостский район).

Выявлены случаи ненадлежащего осуществления контроля за целевым расходованием предоставленных средств (Удорский и Княжпогостский районы).

К примеру, проверка реализации программного мероприятия по субсидированию субъектов предпринимательства в части затрат на уплату лизинговых платежей осуществлена ГУ РК «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» в отношении лишь 17 субъектов из 235, получивших поддержку.

При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления финансовой поддержки, предусмотренной программами, выявлен ряд нарушений:

1. Увеличение оснований для отказа в предоставлении поддержки, не предусмотренных ч. 5 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ; закреплению возможности возвращения заинтересованному субъекту заявления и прилагаемых к нему документов без регистрации, устного разъяснения специалиста, ответственного за прием и регистрацию заявлений, о причинах отказа в приеме документов (г. Сосногорск);

2. Нарушение запрета, установленного ч. 2 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ, на истребование излишних документов (гг. Инта иСосногорск, Княжпогостский, Прилузский, Сысольский, Троицко-Печорский и Усть-Вымский районы);

3. Отсутствие всех определенных в ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ критериев отнесения предпринимателей к категории малого и среднего предпринимательства, а также сроков выполнения административных процедур (Усть-Вымский район);

Прокуратура республики внесла два протеста на приказы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми. Указанные ведомства в нарушение ч. 5, 6 ст. 14 Федерального закона №209-ФЗ предусмотрели не все основания для отказа в предоставлении поддержки, а также увеличили сроки информирования предпринимателей о принятом решении о предоставлении поддержки.

Прокурорами гг. Сыктывкара и Усинска, Усть-Куломского и Корткеросского районов в муниципальных правовых актах установлены нарушения требований чч. 4, 4.2 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, выразившиеся в запрете отчуждения муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.

В ряде случаев в сети Интернет вопреки закону не размещаются перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и подлежащего предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства (Усть-Цилемский и Усть-Куломский районы).

Выявлены факты уклонения органов местного самоуправления от принятия законных решений о приватизации арендуемых субъектами предпринимательства нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (гг. Воркута и Усинск, Княжпогостский район). Так, администрация г. Воркуты на протяжении трех лет не принимала решений о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального имущества при наличии более 20 заявлений предпринимателей, обладающих в силу закона преимущественным правом выкупа данного имущества.

Не способствует развитию малого и среднего предпринимательства бездействие органов местного самоуправления в вопросах разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов (Удорский, Троицко-Печорский, Княжпогостский, Корткеросский, Усть-Цилемский, Койгородский, Прилузский районы).

Анализ правоприменительной практики в этой сфере свидетельствует, что зачастую предприниматели предпочитают не распространяться о фактах нарушения их прав. В связи с этим прокурор республики и региональный бизнес-омбудсмен обратились к представителям общественных организаций с предложением направлять имеющуюся у них информацию о нарушениях прав субъектов предпринимательства, в том числе и обезличенную, в органы прокуратуры для ее анализа и дальнейшего использования в надзорной деятельности.

Комментарии