Культура

Проект «Таланты и поклонники» начался со встречи с «Эдит Пиаф» и «Медеей»

:
Вчера, 3 марта, творческим вечером заслуженной артистки России, актрисы Академического театра драмы им. В. Савина Ольги Носковой в центре кино и досуга «Октябрь» открылся цикл творческих встреч «Таланты и поклонники». Как пояснил ведущий вечера Евгений Гаврилов, проект приурочен к грядущему 95-летию Республики Коми и должен познакомить всех интересующихся со «знаковыми, интересными, неординарными» людьми региона. В ходе дебютного разговора тет-а-тет со зрителем Ольга Носкова рассказала о том, как чуть не подожгла филфак Сыктывкарского университета, детстве, своих учителях и больших ролях.

Открыть вечер его героиня предпочла одним из своих любимых стихотворений драматурга Любови Терентьевой «Маленький-маленький-маленький город…» Вообще, значительные поэтические отступления в разговоре о себе и театре изначально входили в программу встречи, но из-за довольно ограниченного времени, желания зрителей поговорить и послушать и стремления друзей и коллег побольше рассказать об артистке они свелись до двух стихотворений Марины Цветаевой.

Начать рассказ о творческом пути было решено непосредственно сначала: с воспоминаний о детстве, которое прошло в сыктывкарском Париже — даже это обстоятельство, обусловленное топонимической спецификой столицы республики, парадоксальным образом связало актрису с героиней одного из главных в ее жизни спектаклей по пьесе Любови Терентьевой «Песня на три такта» об Эдит Пиаф, — занятиях в кукольном театре при Дворце пионеров, утренниках в детском саду, не обходившихся без выступления будущей актрисы. Отрабатывать мастерство особенно хорошо удавалось во время каникул в деревне: инсценировки сюжетов из журнала «Мурзилка» и управление хором коров методом точных похлопываний их хворостиной позволили приобрести некоторые необходимые артисту навыки и утвердиться в желании поступить в театральный.

Но, как ни странно, с поступлением в результате возникли некоторые проблемы: набор в актерскую студию Уфимского института искусств Ольга Носкова не прошла и поступила на хореографическое отделение сыктывкарского культпросветучилища. Но спустя некоторое время было объявлено о доборе на курс, и актриса предстала перед комиссией снова. За упорство и желание работать главный режиссер театра драмы им. В. Савина народный артист СССР Иван Аврамов дал ей — по выражению самой Ольги Носковой — «путевку в жизнь».

С воспоминаний об учителях и кумирах в профессии — одной из самых любимых (как коллегами, так и зрителями) актрисе Галине Лыткиной и «коми Раневской» Людмиле Обориной — участники творческого вечера перешли к моноспектаклю «Муки ада» по новелле Рюноскэ Акутагава. Именно Людмила Оборина помогала Ольге Носковой создавать образ служанки, рассказывающей о трагической истории росписи ширм в императорском дворце. Спектакль, поставленный в начале 1990-х годов режиссером Константином Рехтиным в жанре театра кабуки, играли в одной из аудиторий филологического факультета СГУ — тогда он размещался в здании академии госслужбы.

Вспоминая эту работу, Ольга Носкова рассказала об эпизоде, который при менее удачном стечении обстоятельств мог бы закончиться пожаром.

- По режиссерскому решению, рассказывая о гибели дочери художника, который должен был расписать ширму, я поджигаю бумажный веер и оставляю его догорать на металлическом подносе. И в один из показов веер не полностью попал на поднос, огонь перекинулся на пол. А стилистика спектакля такова, что я не могу делать резких движений, — и тогда я потихоньку стала тушить огонь ладонями. И что удивительно — у меня не осталось ни одного ожога. Вот что значит быть актером, — вспомнила о неожиданном опыте пожаротушения актриса.

Роль в «Муках ада» в некотором смысле стала отправной к самому главному спектаклю в жизни актрисы.

- Все начиналось без связи с ней, — заметила автор пьесы «Песня на три такта» Любовь Терентьева, рассказывая о том, как зарождался замысел произведения. — А потом я посмотрела «Муки ада» — он произвел на меня сильное впечатление, это была настоящая сильная работа. Задним умом я тогда уже думала об актрисе на роль Эдит, и Ольга оказалась именно той, которая могла бы держать зал.
Судьба спектакля, в котором Ольга Носкова играла в паре с мужем, народным артистом России Александром Трибельгорном, на родной сцене была не очень счастливой — и тем неожиданней был прием постановки, актеров и драматурга в Доме актера в Москве. По словам Любови Терентьевой, исполнительницу главной роли вполне бы могли вынести из зала на руках, если бы не этические ограничения.

Как показали гастроли Ярославского театра, прошлой весной показавшего на сцене драмтеатра свою версию «Эдит», зрители до сих пор помнят ту, первую, «Эдит», и сравнивают спектакли не в пользу гостей из Ярославля.

Роль в моноспектакле «Театр Медеи», премьера которого состоялась осенью этого года, по пьесе современного русского драматурга Клима актриса ставит в один ряд с работами в «Эдит» и «Муках ада». Режиссером постановки стала Лариса Иванова.

- Все новое, противоречивое всегда воспринимается неоднозначно. Она согласилась прикоснуться к этому тексту, оставить в нем только суть и боль с миссией, чтобы зрители увидели и почувствовали спектакль «здесь и сейчас». Мне кажется, «Театр Медеи» стал для нее возвращением в те времена работы над «Эдит», потому что для актрисы архиважно, чтобы ее любили, важна возможность выйти на сцену и сказать свое, — поделилась впечатлениями от совместной работы режиссер народного театра «Фантастическая реальность».

Следующей свое мнение об актрисе высказала театральный критик Вера Морозова — человек, по выражению Евгения Гаврилова, чьи слова в свой адрес хотел бы услышать любой артист в республике.

- Спектакль «Муки ада» заставил меня испытать настоящее потрясение от игры и режиссуры — это был настолько стильный спектакль, настолько непохожий на то, что вообще шло у нас где-либо. Я на всю жизнь благодарна Константину Рехтину и Ольге Носковой — единственной актрисе, которая была способна на эту роль. Никто из драмтеатра, кроме нее, этого бы не сделал, и роль в «Муках ада» прошла пунктиром по ее жизни в театре — через Эдит и Медею.

Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Елена Пекарь отметила честность, кропотливость и скрупулезность Ольги Носковой по отношению к профессии.
- Когда она выходит на сцену, у зрителя появляется уверенность, что она со всем справится и сделает свое дело до конца, — оценила профессионализм актрисы Елена Пекарь.

Во время творческой встречи не раз звучало имя Александра Трибельгорна, мужа актрисы, ушедшего три года назад. Ему она посвятила стихотворение Цветаевой «Осыпались листья над вашей могилой…» Его памяти был посвящен и республиканский конкурс актерской песни, который уже в третий раз пройдет в мае на сцене театра драмы и инициатором которого стала Ольга Носкова.

Одним из последних был задан вопрос о том, кем бы героиня вечера могла стать, если бы не театр.

- Когда нет работы, бывает, что и хочется что-то поменять. Не хочу говорить шаблонами, что театр — это жизнь и так далее… Но это действительно так. И я ничего бы не поменяла, потому что все, что случалось — и хорошее, и плохое, — оно все помогало мне расти, становиться мудрее. Я считаю, что мне повезло: мне есть о чем сказать сегодня, у меня есть роли, за которые мне не стыдно.
Первая встреча в рамках проекта «Таланты и поклонники» прошла пусть и не при аншлаге, зато, как любит говорить актриса, в зале собрались те, кто действительно этого хотел. Следующей гостьей «Талантов и поклонников» станет драматург Любовь Терентьева, встреча в «Октябре» состоится в конце апреля.

Комментарии