Культура

На выставке в «Югоре» сыктывкарцы встретились с творчеством гениев соцреализма

:
30 марта в сыктывкарском Центре культурных инициатив «Югор» стартовал федеральный образовательный проект «Место встречи с искусством». Главной составляющей этого проекта является выставка репродукций полотен советских художников 20–40-х годов 20 века, творчество которых объединено художественным методом социалистического реализма. Стоит отметить, что столица Коми стала первым городом на пути проекта.

На официальном открытии проекта Место встречи с искусством в Сыктывкаре проводниками в мир живописи вековой давности выступили две студентки Московского педагогического государственного университета, дополнившие эффект погружения в прошлое интересными фактами из биографии художников или их отношениями с героями своих полотен.

Экспозиция выстроена таким образом, что зритель, просматривая картины, перемещается во времени. Основные события советской истории 20–40-х годов, отображенные в полотнах, представлены в хронологическом порядке — от революции до победы в Великой отечественной войне. Разумеется, выбор событий и их освещение обусловлены художественным методом и принадлежностью творцов к «официальному» искусству.

Начинается историческое путешествие с репродукции картины Кузьмы Петрова-Водкина «После боя», знаменующей собой тему Октябрьской революции и гражданской войны. Студентки МПГУ провели параллели с «Троицей» Андрея Рублева, чем подогрели интерес даже у скептически настроенной публики.

Тему гражданской войны продолжает Александр Дейнека с картиной «Оборона Петрограда», в которой пространство и время разделено на две части. Снизу изображены люди, идущие на войну, а сверху по мосту они возвращаются с войны в меньшем количестве и покалеченными, словно движущиеся по страшному человеческому конвейеру.

Следующий исторический цикл индустриализации 30-х годов представлен такими авторами как Петр Вильямс, Алексей Ситтаро, Мария Бри-Бейн. Добросовестно исполняя государственный заказ, художники изобразили счастье коллективного труда.

Наибольший интерес вызывает картина Петра Кончаловского «А.Н. Толстой у меня в гостях». Прославленный советский писатель изображен на фоне бревенчатой стены с рюмкой в руке, сидящим за столом, уставленным шикарными для 1940 года закусками. Взгляд Толстого направлен как бы внутрь себя, что передает зрителю психологическое состояние внутреннего конфликта «сталинского» писателя.

Эпоху 40-х годов, разумеется, представляют картины о Великой Отечественной Войне. Масштабное полотно «Оборона Севастополя» уже упомянутого Дайнеки хорошо знакомо людям старшего поколения по многочисленным репродукциям в советских журналах.

Согласно легенде, картину Аркадия Пластова «Фашист пролетел» Иосиф Сталин лично попросил привезти на тегеранскую конференцию 1943 года, чтобы повлиять на положительное решение союзников об открытии второго фронта.

На вопрос, почему живопись именно этого периода представлена на выставке, экскурсоводы отметили, что художники-соцреалисты были отодвинуты на второй, если не на третий, план в последние десятилетия и пришло время по иному взглянуть на их творчество. В советское время метод социалистического реализма насильно насаждался в официальной творческой среде и вполне закономерно, что с падением надзирательной системы над художественным процессом произошло переориентирование на более актуальные методы. Но сегодня, имея некоторую временную дистанцию, мы понимаем, что отечественная живопись, как и литература, обладает не такой обширной традицией, чтобы из нее с легкостью можно было выбросить семьдесят лет.

Проект «Место встречи с искусством» гостит в Сыктывкаре до 17 апреля. Помимо выставки посетителей ждут лекции и мастер-классы.

Комментарии