Общество

Перегруженные лесовозы в Коми ставят под угрозу закрытия автодорогу Сыктывкар — Троицко-Печорск

Такая информация прозвучала на экстренном брифинге в Общественной палате Коми, собранном по инициативе регионального управления ГИБДД, которое в последние дни марта решило выставить весовые посты в Усть-Куломском районе и столкнулось с нежеланием большинства лесоперевозчиков соблюдать требования к весовым параметрам. Правда, самих «виновников» на брифинг не пригласили, и почти час, пока длился брифинг-заседание, заочно взывали к их совести, стращали запретительными мерами и обвиняли в аховом состоянии дорог.
 Коми участились ДТП с участием перегруженных лесовозов. Фото УГИБДД МВД по Коми

Как напомнил руководитель УГИБДД МВД по Коми Олег Блохин, весовой пост в Усть-Куломском районе был выставлен после повреждения наплавного моста через реку Вычегда в районе Усть-Нема, который повредили перегруженные лесовозы («Коми Ньюс» писал об этом ранее, правда, указывалась еще одна возможная причина выхода гидротехнического сооружения из строя — не сделанные вовремя надпилы льда, который сковали мост зимой, не дав ему правильно функционировать — прим. ред.). Еще одной причиной стали участившиеся ДТП с участием большегрузов в последние месяцы.

Повреждение моста через Вычегду в районе села Усть-Нем

- После начала работы передвижного весового поста в районе скопилось около полусотни большегрузов. Взвешиваться они не хотят, поэтому пытаются прорваться через ледовую переправу, где нагрузка всего 8 тонн. В итоге ее тоже уже разрушили. Затем колонна поехала лесными дорогами через Корткеросский район, даже через Максаковку, но мы выставили еще один пост — на въезде в Сыктывкар перед «кольцом ЛДК». Предупреждаю — не ищите лазеек, посты будут стоять до сезонного закрытия дорог, — обрисовал ситуацию главный госавтоинспектор республики.

Олег Блохин подчеркнул, что еще зимой ведомство договорилось быть лояльным к перевозчикам и закрывать глаза на перегрузы, чтобы не провалились лесозаготовки, предпринимателей заранее предупреждали о закрытии дороги, однако реакции не последовало. Сейчас поблажек не будет — ГИБДД собирается жестко наказывать нарушителей требований к весовым параметрам автомобилей, чтобы сохранить и без того плохие дороги и уберечь их собственника — государство — от еще больших трат на восстановление.

Перегруженные лесовозы объезжают весовой контроль по лесным дорогам

По словам руководителя управления автомобильных дорог Республики Коми Валерия Пронина, ситуация на отрезке автодороги Сыктывкар — Усть-Кулом действительно критическая. Три из четырех наплавных мостов, которые есть на этой трассе, в аварийном состоянии, причем два моста — в Вольдино и Усть-Неме — пришли в негодность из-за движения по ним лесовозов.

Страдают от перегруза и капитальные мосты. По итогам обследования в 2015 году дорожное ведомство выявило на территории Коми 121 мост в ненормативном состоянии, 54 из них в аварийном. На трассе Сыктывкар — Троицко-Печорск это мосты через реки Лемью и Пияю. Их несущая способность составляет всего 50 тонн, а общая масса большинства лесовозов превышает допустимую норму в полтора два раза. С 15 мая на всех аварийных мостах введут ограничения, предварительно предупредив об этом пользователей и районные администрации.

- Ситуация сложная, она накапливалась последние годы, и стала результатом бесконтрольной деятельности перевозчиков. Встречи с пользователями дорог ни к чему не приводят, хотя закон четко регламентирует общий вес транспорта — 44 тонны и не больше, однако это требование не соблюдается. Ждем с опаской весны, потому что дорога уже сейчас в плохом состоянии. Еще в прошлом году объявили перевозчикам, что мы дорогу на Усть-Кулом закроем, если они не образумятся, а это путь в 184 километра.

Повреждение наплавного моста возле села Усть-Нем

Выход из сложившейся ситуации Валерий Пронин видит либо в прекращении перевозок, либо в соблюдении требований закона. При этом о ремонте одной из самых ухабистых автодорог региона речи пока не идет — денег в бюджете на эти цели нет.

По мнению члена Общественной палаты Коми Нины Шмаровой, сегодняшний коллапс можно было предотвратить, если бы крупные лесозаготовители — «Монди СЛПК» и «Севлеспил» — строили для своих нужд технологические дороги, параллельные основным. Подобные планы были еще при создании «гиганта на Вычегде», но по какой-то причине они так и не сбылись. Выходом могло стать и сохранение лесосплава, от которого с этого года отказались, но присутствующие напомнили, что это тоже затратное мероприятие — необходимо содержать флот, очищать и углублять реки.

Генеральный директор регионального союза лесопромышленников Анатолий Байбородов отметил, что перегружать лесовозы перевозчики вынуждены, потому что при соблюдении установленных требований к грузоподъемности заниматься перевозкой леса просто убыточно — установленный предприятиями тариф по приемке древесины (за единицу принят так называемый кубокилометр) не менялся много лет, а чем дальше от покупателя делянка, тем, естественно, дороже обходится доставка.

Колонна большегрузов перед весовым постом

Также господин Байбородов напомнил, что списывать вину за плохое состояние дорог по лесным направлениям исключительно на лесоперевозчиков не совсем справедливо — например, автодорогу Сыктывкар — Усть-Кулом не ремонтировали капитально уже более 25 лет, а только «кое-как латали битумом». При этом некоторые члены союза лесопромышленников готовы компенсировать затраты на ремонт — в год удастся собрать около 30 миллионов рублей. Однако дорагентство, которое когда-то ухватилось за это предложение, вскоре от него отказалось из-за законодательных пробелов, а присутствующий на брифинге Валерий Пронин и вовсе снисходительно назвал озвученную сумму каплей в море, потому что капитальный ремонт одного километра обходится в 20–25 миллионов рублей.

- Проблему нужно решать комплексно, одними запретами ее не решить. Главный потребитель леса, «Монди», не расстроится, если поставки из наших районов вдруг остановятся — предприятию уже сейчас поступают предложения из Мурманской и Архангельской областей о поставках железнодорожным транспортом, причем гораздо более выгодные, — заключил Анатолий Байбородов.

Выработать комплексное решение проблемы по итогам мероприятия в Общественной палате не удалось — стороны только обозначили болевую точку, указав при этом, кого винить в плохом состоянии дорог, и потребовав соблюдать весовые нормативы. Председатель общественной палаты Галина Киселева предложила обратиться за помощью региональных властей и лично врио главы Коми Сергея Гапликова, который, правда, еще накануне поручил разработать систему контроля за движением большегрузов.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии