Экономика

Прокуратура Коми выявила множество нарушений в работе налоговых органов

Вопросы реализации полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков-организаций обсудили на совместной коллегии региональной прокуратуры и Управления ФНС по Республике Коми, сообщает пресс-служба ведомства.
Фото Прокуратуры Коми

Сегодня состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры Республики Коми и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми. На мероприятии, проведенном под председательством прокурора республики Сергея Бажутова и руководителя Управления ФНС по Коми Ларисы Максимовой, обсуждены вопросы состояния законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах, осуществления органами прокуратуры республики полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.

В работе коллеги приняли участие работники Управления ФНС по Республике Коми, Следственного управления СКР по Республике Коми. МВД по Республике Коми, прокуроры городов и районов, работники центрального аппарата прокуратуры республики. С докладами выступили начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства региональной прокуратуры Константин Ковалев и руководитель Управления ФНС по Республике Коми Лариса Максимова.

Проведение коллегии предварила проверка, в ходе которой проанализирована деятельность органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, правоохранительных органов республики, исполнение прокурорами городов и районов организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также совместно с Управлением Федеральной налоговой службой по Республике Коми — деятельность территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Ее итоги в своем докладе осветил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры республики Константин Ковалев. Всего в рамках ее проведения выявлено 463 нарушения закона, в целях устранения которых принесено 214 протестов (все рассмотрены и удовлетворены), внесено 13 представлений, в суды направлено 19 исковых заявлений на сумму 306 млн. рублей (находятся на рассмотрении).

Прокурорами дана оценка законности нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам налогообложения. Так, практически повсеместно муниципальные нормативные правовые акты об установлении земельного налога не приведены в соответствие со вступившими с 1 января 2015 г. изменениями в Налоговый кодекс РФ в части срока уплаты налога для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также внесения авансовых платежей последними. В этой связи прокурорами опротестовано 142 нормативных правовых акта.

Ряд недостатков выявлен при реализации налоговыми органами контрольных полномочий, а также в административной практике. В частности, не во всех случаях налоговые органы должным образом исполняют обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях, что приводит к уходу виновных лиц от ответственности в связи с истечением срока привлечения к ней.

Не всеми налоговыми органами соблюдается установленный п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ 10-дневный срок направления материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В целях изменения данной ситуации Управлением ФНС по Республике Коми установлен контроль за своевременностью направления материалов проверок в следственные органы, копии подтверждающих документов территориальных налоговых органов аккумулируются в Управлении.

Прокуроры при проведении проверок в работе налоговых органов выявили нарушения при реализации ими предусмотренных ст. 77 Налогового кодекса РФ полномочий по аресту имущества налогоплательщика-организации.

Основанием для применения данной меры является наличие задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, в отношении которой приняты решения о ее взыскании за счет денежных средств, а также наличие обоснованных предположений, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. С учетом положений ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации аресту подлежит как движимое имущество, в том числе основные средства, готовая продукция, сырье, иное имущество, так и недвижимое имущество.

По сведениям Управления ФНС по Республике Коми в 2014 г. произошла миграция 239 налогоплательщиков, из них 75 — изменили место нахождения в пределах Республики Коми, поставлено на учет в налоговых органах республики 32 прибывших из других субъектов Российской Федерации, налогоплательщика, 132 налогоплательщика сменили место нахождения за пределами республики. При этом анализ, проведенный Управлением за 4 квартал 2014 г., показал, что основными причинами изменения налогоплательщиками места нахождения являлись проведение налоговых проверок, направление требований о представлении документов. Однако факты миграции налогоплательщиков, не исполнивших налоговые обязательства, зачастую остаются без необходимого внимания со стороны налоговых органов.

Предложено наладить должный уровень взаимодействия между налоговыми органами региона, а также органами прокуратуры, в распоряжении которых имеются сведения о ставших известными в ходе надзорной деятельности фактах вывода активов, имущества организаций, заключении сомнительных сделок, договоров займа с аффилированными лицами, непринятия мер по взысканию дебиторской задолженности. Совместные усилия должны быть направлены на своевременную реализацию полномочий, предусмотренных ст. 77 Налогового кодекса РФ.

Критике подверглись прокуроры гг. Сыктывкара, Усинска, Ухты, которые в ряде случаев при принятии решения о санкционировании ареста имущества не проводили проверку законности и обоснованности принятого налоговым органом решения, а также полноту представленных материалов.

Проверка выявила отдельные недостатки во взаимодействии между территориальными налоговыми органами и с подразделениями УФССП по Республике Коми, что не способствует своевременному взысканию недоимки по налогам. В частности по исполнительным производствам, где взыскателями являются налоговые органы, должностными лицами Управления ФНС по Республике Коми не используются законом полномочия по оспариванию действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Например, только в ОСП по г. Ухте и ОСП по г. Усинску на исполнении свыше двух месяцев находятся более 3 000 исполнительных производств, возбужденных по постановлениям налоговых органов. При этом за период с января 2013 г. по январь 2015 г. инспекциями при наличии оснований бездействие судебных приставов-исполнителей не обжаловалось.

Помимо данного вопроса собравшиеся обсудили состояние прокурорского надзора за законностью при приеме, регистрации, рассмотрении сообщений, расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях, а также организацию работы по принятию мер к возмещению ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. С учетом критики, ранее высказанной центральным аппаратом прокуратуры республики, прокурорами в ходе предшествовавшей коллегии проверки предъявлено 19 исков о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, на сумму 306 млн рублей.

Члены коллегий прокуратуры республики и Управления ФНС по Республике Коми выдвинули предложения об устранении отмеченных недостатков, принятии дополнительных мер по укреплению законности в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах, а также проведению конкретных проверочных мероприятий.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии