Культура

Сергей Максимишин: сегодня в слове “фотожурналистика” главная часть - журналистика

Накануне, 19 мая в центре культурных инициатив “Югор” прошла редкая для Сыктывкара встреча - в столицу Коми, чтобы поделиться опытом с местными фотографами. приехал всемирно известный фотожурналист Сергей Максимишин, чьи репортажи выходили на страницах крупнейших европейских и американских изданий - Тime, Geo, Corriere della Sera, The Washington Post, The Times, The Wall Street Journal.
Фото "Коми Ньюс"

Встреча в “Югоре”, организованная совместно с журналом “Русский репортер”, собрала десятки сыктывкарских фотографов и людей, интересующихся фотографией. Сергей Максимишин общался со зрителями два с половиной часа, в ходе которых показал несколько сотен своих работ, попутно рассказывая об истории их создания.

Начал мэтр с репортажей из горячих точек - Афганистана и Ирака, куда фотожурналисты отправляются очень часто, однако заметил, что сам он войну снимал не так уж и много, тем не менее, считает ее темой номер один.

- Что может быть важнее того, что где-то сейчас идет война, десятками, сотнями гибнут люди? - ответил он вопросом на реплику из зала о том, что сегодня СМИ транслируют исключительно негатив и рассказывают об убийствах.

Сергей Максимишин рассказал, что сам он пришел к журнальной, а не новостной фотожурналистике, к рассказыванию полноценных историй, не сразу.

- Однажды я снимал женские бои в грязи и расскзал об этом своему коллеге Юре Козыреву. Мы поговорили и он спросил, снял ли я, как она, эта женщина, которая барахталась в грязи, смывает грязь, идет за молоком, спит на лекциях. Со мной случился инсайт, который заставил меня подумать не о том,как дерутся эти тетки, а откуда они берутся. Что у них за жизнь такая, которая заставляет этих девочек идти и заниматься такими вещами на потребу публике? А о таком не рассказать в одной фотографии, - пояснил он.

Свои репортажи Сергей Максимишин называет работой в жанре короткого рассказа. В литературном эквиваленте также - короткий рассказ либо маленькая повесть.

Демонстрируя фотографии из Афганистана и Ирака, фотограф отметил, что несмотря на то, что картинка выглядит пасторалью с библейской умиротворенностью, сделана она в страшнейших условиях.

- Некоторые вещи порой снимаются из кузова грузовика, где трясет так, что зубы вылетают, - делает ремарки фотограф.

На съемках в Ираке, куда пускали только русских журналистов, которые прикрываясь “журналом Мурзилка”, снимали для американских и европейских изданий, к каждому корреспонденту приставлялся “иракский кгбшник”, который сопровождал фотографа и следил, чтобы он не снял чего-то запрещенного, а запретить снимать могли что угодно.

- Вот мне почему-то было запрещено снимать ослов. Я спросил у своего кгбшника - почему? Он ответил: некрасиво, - рассказал о восточных нравах Сергей Максимишин, добавив, что услуги такого “гида” обходились ему в 60 долларов в день.

Снимал фотожурналист истории и про театр людей с синдромом Дауна, и про фабрику медицинских наглядных пособий в Сакнт-Петербурге, и про единственный невоюющий народ Кавказа - балкарцев, и про вождей - Ленина и Сталина.


В своих репортажах Сергей Максимишин придерживается логики немецкого журнала Geo, редактор которого считает, что для журнального репортажа нужны пять фотографий: места действия, из которой станет понятно, где все происходит, фотография-символ, то есть фото, в которой содержится эссенция истории, сильный портрет, сильный клоуз-ап (крупная деталь, натюрморт) и фото-экшн, где бы что-то происходило. Кроме того, всегда важна открывающая репортаж фотография - по ней человек должен понять, о чем пойдет речь, не читая заголовка.

- Любая фотография - это жонглирование символами. Одна фотография - это одно предложение, одна мысль. Кроме того, помните: цветная фотография никогда не появится у вас сама. Если вы не будете искать цвет, то у вас будут разноцветные фотографии. Цвет надо искать, как ищут грибы. При этом очень важно понимать, что фотография - это не рассказывание прикольных историй. Фотография - это цвет, свет и ритм. Сначала ищите их, а потом в кадре что-нибудь произойдет, - раскрыл магию своего съемочного процесса мастер.

Бывал Максимишин и на дороге Ухта-Нарьян-Мар, где однажды застряли в непролазной грязи 40 камазов. Эта история ему понравилась тем, что она “объединила в одном флаконе две главные русские беды”.

Отвечая на вопрос фотографов о том, как расположить к себе героев репортажа, Сергей Максимишин напомнил об основных правилах вежливости, подчеркнув, что изначально всеми фотограф воспринимается как чужак.

- Самое важное понять, как вы выглядите в глазах людей, которых вы снимаете. Сидят на рынке азербайджанцы, которые торгуют петрушкой. Клянусь, что мысль о том, что вы пришли сюда делать искусство, это последняя мысль, которая придет вашему азербайджанцу в голову. Он будет думать, что вы из миграционной службы, полиции и так далее. Может быть, у него регистрации нет или она липовая - он боится. А агрессия всегда от страха. Ваша задача - объяснить, что вы хороший, свой и ничего плохого не хотите, - разъяснил он, порекомендовав в первую очередь найти главного или неформального лидера - директора рынка, цыганского барона и так далее.

Кроме того, разрешение на съемку надо получать и у самого героя, мнение которого также нужно учитывать и уважать.
- У каждого отдельного человека найдется масса причин не попасть к вам в камеру: кто-то без регистрации, у кого-то флюс вскочил, кто-то сегодня не умывался, у кого-то рубашка не очень чистая, кто-то сказал жене, что уехал в Москву работать космонавтом, а сам петрушкой торгует. И эти причины нужно уважать, - подчеркнул фотожурналист, добавив, что сам обычно не разрешает себя фотографировать, а приходя на площадку, где ему не все рады, будет очень долго доставать фотоаппарат, чтобы те, кто не хочет попасть в кадр, сказали об этом или ушли.

По словам Максимишина, фотограф должен уметь общаться даже более эффективно, чем пишущий журналист. Пишущий в худшему случае может получить эмоционально неокрашенные ответы на эмоционально неокрашенные вопросы. Фотограф же должен рассказать историю без слов.

- Если вас человек не принял эмоционально, вы ничего не сделаете, ничего не покажете. Вам нужно быстро завоевать доверие людей. Если вы это будете делать формально, то тоже ничего не получится. Вы должны передавать ощущения, потому что сейчас для получения информации есть телевидение, видео. Сейчас надо снимать так, чтобы “до кишок”, - дал наставление мэтр, обозначив, что в слове “фотожурналистика” главным сейчас является “журналистика”, а не фото.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии