Спектакль театра драмы им. В. Савина "Как пришить старушку": плеяда западных героев или эхо Достоевского

Спектакль "Как пришить старушку" по пьесе Патрика "Дорогая Памела" не раз ставили на театральных подмостках всего мира, и в Сыктывкаре тоже решили не оставаться в стороне. После первого премьерного показа пресс-служба театра драмы распространила рецензию на постановку. Корреспондент "Коми Ньюс" тоже оценил известную сказку-притчу в версии режиссера Бориса Лагоды и нашел нетривиальное сходство с одним из самых известных произведений Федора Достоевского. Публикуем обе точки зрения.

Театр драмы им. В. Савина: Современная старомодная комедия

Премьера трагикомедии «Как пришить старушку» состоялась в пятницу. По мнению режиссера постановки Бориса Лагоды, такие спектакли о всепобеждающей силе добра, в основе которых лежит материал, написанный живым, легким языком, а сюжет пестрит анекдотами, скрывающими настоящую – и вовсе несмешную – человеческую трагедию, должны появляться в репертуаре каждого театра.

- Выбор пьесы неслучаен – мы живем в черствое время, а это комедия не только развлечения ради, но еще и повод посопереживать, задуматься о самых главных вещах: о вере, доброте, способности к самопожертвованию, - отметил режиссер накануне премьеры.

Действительно, остаться равнодушным к истории, впервые рассказанной в начале 1960-х годов американским драматургом Джоном Патриком (автором, пожалуй, еще более известной, чем «Дорогая Памела», «Странной миссис Сэвидж») и с тех пор прочно вошедшей в мировой театральный репертуар, невозможно. В центре сюжета – Памела Кронки – одинокая, при трагических обстоятельствах потерявшая мужа и дочь, коротающая свой невеселый век в развалинах, некогда бывших богатым фамильным особняком, старушка. Она обустраивает быт, приспосабливая под свои нужды оказавшиеся на свалках вещи, сушит использованные чайные пакетики, заботиться о своем бессловесном компаньоне коте Мистере Тэннере, пишет поздравительные открытки-молитвы богу и не может пройти мимо человеческого страдания. Например, выручив полицейского Джо Янки, которого прямо на задании скрутил радикулит, она приобрела едва ли не единственного друга. Поэтому, когда к ней в дом попадает шайка мошенников, Памела не только не подозревает корыстных намерений, но до последнего оправдывает стремление гостей нажиться на ее же смерти.

- Пьеса прежде всего о любви. О любви к ближнему, а ближним – как говорит моя героиня - не всегда оказывается тот, кого хочешь видеть, и любовь – это не удовольствие, а тяжкий труд и испытание. Она выдерживает испытание и готова жертвовать всем – и даже своей жизнью - ради того, чтобы эти люди не совершили преступление, - охарактеризовала Памелу исполнительница главной роли заслуженная артистка России Галина Микова.

В постановке Бориса Лагоды прописные истины не превращаются в нотацию, а мелодраматический, в общем, сюжет - в «мыльную оперу» - режиссеру удается органично сочетать реализм с условностью, лирику - с откровенным фарсом, вызывая у зрителей смех сквозь слезы – одно из главных условий жанра трагикомедии. Одной из находок постановщика стало решение образа кота – его в спектакле исполняет актер Лев Власов. Отказавшись от традиции изображения Мистера Тэннера плюшевой игрушкой, Борис Лагода выводит на сцену полноценного персонажа, который настолько самодостаточен в своей естественности, что подчас полностью забирает на себя внимание зала, при этом практически все время существуя на втором плане. И даже гибель Мистера Тэннера – столь любимого зрителями – неожиданно заставляет смеяться: фантом сбитого машиной животного в обнимку с огромной форелью солирует на сцене под «Who want’s to live forever» легендарной The Queen.

Еще одно отступление от оригинальной пьесы – финал, так и не ставший «хэппи эндом». Джон Патрик вознаграждает свою героиню за всепрощение и готовность на жертвы – и она обретает настоящую семью из перевоспитавшихся на ее примере жуликов (в действительности - просто слабых, обездоленных людей, не способных устоять перед соблазном легкой наживы). В постановке театра драмы им. В. Савина жертва была принята – Памела уходит по собственной воле, оставив своим друзьям компенсацию по страховке на 50 тысяч долларов. Но и эта драматическая развязка «облегчается» режиссером, который предлагает зрителю сразу несколько альтернативных концовок.

Помогая актерам многочисленными звуковыми и световыми эффектами (обмениваясь впечатлениями после спектакля, зрители охарактеризовали некоторые сцены как «экшн»), создавая по-настоящему сказочные картинки (например, встреча Рождества), режиссер и автор сценографии художник Анна Репина не снимают с них труда и ответственности за создание правдоподобных живых образов. Прежде всего, это сама Памела Кронки, без точного попадания в характер которой постановку не спасут никакие спецэффекты и коты. Главная героиня спектакля «Как пришить старушку» - одна из галереи персонажей, возникших в пьесах разных западных авторов примерно в одно и то же время: Памела Кронки в «Дорогой Памеле», Миссис Сэвидж в одноименной пьесе Патрика, Бабушка в «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, Люси Купер в «Уступи место завтрашнему дню» («Дальше – тишина») Виньи Дельмар, - всех их объединяет пережитая драма предательства самых близких людей и способность его простить.

Смешная и трогательная, счастливая и несчастная, наивная и мудрая Памела в исполнении Галины Миковой объединяет вокруг себя «плохих хороших» людей, у каждого из которых своя история. Глория (Светлана Малькова) – «уличная девка», оставшаяся в доме Памелы с намерением «пришить старушку», но проникшаяся к ней искренним дочерним чувством; бывший инженер Брэд Винер (Дмитрий Максименко), талантливый неудачник, до конца не оставляющий мысли об убийстве, но в итоге разорвавший страховку, когда деньги уже почти были в кармане; стихийный философ Сол Бозо (Игорь Янков), предложивший Памеле руку и сердце - и первый, кому в голову пришла идея об убийстве; единственный друг старушки Джо Янки (Александр Кузнецов) – и самый большой ее предатель. Даже строгий еврейский доктор (Анатолий Колмаков) со всеми атрибутами в виде пейсов и акцента не может устоять перед обаянием Памелы, хотя и долго сопротивляется.

Особенную прелесть спектаклю сообщает сценография Анны Репиной, создавшей на сцене многоуровневое и многоплановое пространство, заполненное – по сути – хламом, размещенным так удачно и так художественно, что на сцене создается ощущение абсолютного уюта и тепла, которое излучает «дорогая Памела».

«Как пришить старушку» - это уже вторая за последний месяц трагикомедия в театре драмы им. В. Савина, в апреле выпустившего сложную психологическую «Утиную охоту» по Александру Вампилову (хотя, конечно, у поставленных на таком разном материале – пусть и в пределах одного жанра – спектаклях, мало общего). В конечном итоге, судить об успехах труппы на трагикомедийном поприще зрителю – и пока обе премьеры собрали полные залы.

Валерий Липин: Рождественская сказка про сверхчеловека

20 мая в Академическом театре драмы им. В. Савина состоялась премьера спектакля "Как пришить старушку" по пьесе Джона Патрика "Дорогая Памела". Пьесу критики охарактеризовали как рождественскую сказку, жанр, получивший в новое время большую известность благодаря Голливуду. Хотя стоит отметить, что типичная американская сказка о всепобеждающей силе добра, по моему мнению, имеет вполне русские корни.

Сюжет пьесы Патрика напоминает канву одного классического русского романа, в котором молодой герой решает "пришить" никчемную старушку с целью получить ее деньги. Разница в том, что потенциальная жертва представлена не противной процентщицей, а очень доброй и бескорыстной Памелой Кронки (Галина Микова), которая своей человечностью благотворно влияет на души своих "палачей".

Конечно, сходство с романом Достоевского носит весьма поверхностный характер. Жанр рождественской сказки не предопределяет глубокий психологизм повествования, да и идеи сверхчеловека не преследуют антигероев пьесы - ими движет лишь меркантильный интерес.

Тем не менее, влияние творчества Федора Михайловича ощущается не только в сюжетной линии, оно проявляется и в религиозности Памелы. В самой трогательной сцене главная героиня рассказывает, как отправляет открытки Богу в его день рождения. Религиозность, доброта и тяга к самопожертвованию достались ей от Сони Мармеладовой. Аферистка Глория (Светлана Малькова), все более очеловечиваясь под влиянием Памелы, помыла окна в старом доме и увидела, как прекрасен мир, подобно Раскольникову, который стал видеть просторы, только когда освободился от гнетущих его идей. Подельник Глории, рефлексирующий герой, Брэд Винер (Дмитрий Максименко) никак не мог решиться на "мокрое" дело и только спустя несколько месяцев примкнул к своим компаньонам. Нищета и легочная болезнь, сквозной недуг героев Достоевского, снова привели его в дом Памелы. Своеобразная реинкарнация следователя Порфирия Петровича в пьесе - полицейский Джо Янки (Александр Кузнецов). Обаятельный прощелыга Соло Боуз (Игорь Янков) имеет приметы Свидригайлова. В пьесе Джона Патрика кот Памелы игрушечный, поэтому сравнить его с каким-либо героем Достоевского сложно. К тому же, на сцене же сыктывкарского драматического театра он вполне живой, а играет кота Лев, Лев Власов.

Если перейти к теме отличий постановки в версии режиссера Бориса Логоды от первоисточника, то, пожалуй, главное из них заключается не в степени "живучести" кота, и не в отсутствии "человек театра"- комментатора, своеобразного проводника между читателем (публикой) и персонажами (актерами), а в финальной части действия. В пьесе Памела выживает, тогда как на сыктывкарской сцене она умирает и дух ее говорит с остальными персонажами. Возможно, эта сцена выглядит несколько пафосно, но если взглянуть на нее с религиозной точки зрения, то можно увидеть параллели с библейскими событиями: героиня сознательно идет на смерть ради этих людей, как Христос - ради всего человечества.

Литературное послание пьесы прочитывается легко - только добром можно изменить мир. И в постановке это выражено благодаря умной режиссуре и выдающейся игре актеров. Именно поэтому на спектакль "Как пришить старушку" нужно идти, так как прописные истины нужно время от времени повторять. Уже упомянутая тема "сверхчеловека" не поднимается в постановке, если взглянуть на нее с концепции Федора Достоевского, но если рассмотреть ее с позиции писателя и журналиста Дмитрия Быкова, то такой персонаж в пьесе есть и это - Памела. Потому что, как писал наш великий современник, "сверхчеловек - это тот, кто обладает сверхчеловечностью".

Комментарии