Культура

Журналисты столицы Коми прошли Школу оперных и балетных критиков

Два дня в рамках XXVI Международного фестиваля оперного и балетного искусства “Сыктывкарса тулыс” Государственный театр оперы и балета при поддержке регионального отделения Союза театральных деятелей России корреспонденты СМИ столицы республики имели возможность узнать, как правильно писать оперу и балет. Мастерством делились известные московские критики, приехавшие освещать фестиваль для профильных театральных изданий.
фото Союза театральных деятелей РК

В первый день и второй - после старта самого фестиваля оперой Пуччини “Тоска”- член экспертного совета фестиваля “Золотая маска” Александр Матусевич рассказывал сыктывкарским журналистам о представлении оперного театра в прессе и важных местах в рецензии. Так, по мнению оперного критика, жестких стандартов подачи информации в данном жанре не существует. На практике все обычно сводится к количеству знаков, которое корреспонденту выделяется редакцией, аудиторией издания и его направленностью. Как правило, к сожалению, в последнее время сокращается и количество профильных изданий, где можно прочитать полный разбор спектакля, и число полос, выделяемых редакторами под театральные рецензии в общественно-политических изданиях. Тенденция эта характерна, по словам Матусевича, не только для России, но и для других стран.

- Этот процесс говорит о развитии культуры вообще. Сегодня общество ориентировано на комфортное потребление. Это касается и театра, и материалов о нем в прессе. Кто будет читать 8 страниц про спектакль? - заметил он.

Тем не менее, говоря о способах подачи информации критик попросил придерживаться “золотой середины” и не низводить текст в примитивизм, памятуя о том, что материал про оперу в любом случае возьмется читать человек, который этим хоть немного интересуется, и имеет определенные представления. Но также у читателя не должно создаваться впечатление, что “с ним поговорил сноб”. Это мода и, как оказалась, проблема, скорее для столичных критиков, которые в своих текстах часто используют не только узко профессиональные термины, но и занимаются словотворчеством. К примеру, один из театральных авторов в столице, говоря о способностях артиста создавать на сцене магию, “божественно” исполняя свою роль, употребляет слово
“нуминозность”, образованное от латинсого numen - божество.

Кроме того, как подчеркнул Александр Матусевич, неинтересны будут и “стерильные” рецензии, лишенные личных впечатлений автора, поэтому он порекомендовал очень бережно относиться к собственному восприятию и доверять внутреннему голосу.

Вторая часть занятия была посвящена разбору премьеры оперы “Тоска”, которая открыла фестиваль в понедельник вечером. Так, критики, в числе которых высказалась и Ольга Кораблина, заведующая Кабинетом музыкальных театров СТД России, сошлись во мнении, что постановкой театр продемонстрировал высокий, даже столичный уровень. Особенно удался тандем “режиссер-художник” - это первая работа в Сыктывкаре московского режиссера Ильи Можайского и художника театра Юрия Самодурова. А вот “разная выучка и школа” у вокалистов - момент допустимый в формате фестиваля, когда солисты приезжают из разных театров - очень чувствовалась.

Александр Матусевич заметил, что хороший уровень спектакля не был для него сюрпризом - он познакомился с театром на прошлом фестивале, когда и был приятно
удивлен, сейчас же впечатление только подтвердилось.

Тем не менее, по мнению критика, синтетичность жанра, к которой сегодня стремится современный, в том числе и музыкальный театр, не должна перекрывать главную составляющую оперы - музыкальную, определить которую в фестивальном формате непросто.
В целом уровень работы “приглашенной троицы” - Владимира Ванеева (Скарпиа, драматический баритон), Чингиса Аюшеева (Каварадосси, драматический тенор) и Елены Аюшеевой (Тоска, лирико-драматическое сопрано) он оценил как достаточно высокий, особенно выделив уроженца республики Владимира Ванеева.

- Это большой мастер с большой карьерой из Мариинского театра. Это очень качественный вокал и интересная актерская работа. В романтической паре чуть меньше восторгов: на мой взгляд, голос тенора недостаточен для партии Каварадосси, здесь нужен очень крепкий звук, ближе к драматической ипостаси, он же ближе к лирическому тенору. Голос Елены Аюшеевой абсолютно соответствует партии, это лирико-драматическое сопрано с изрядной долей драматизма. В актерском плане мне показалось, что она местами была скована, скорее всего, это связано с недостатком опыта, - высказался критик, пояснив, что исполнительнице не доводилось выходить на сцену в таких крупных партиях.


Во второй день фестиваля журналисты республиканских СМИ разбирались в балете. Материалом к разговору послужил вечер одноактных балетов “Жизнь как день…” и “Вальпургиева ночь”, показанный во второй день фестиваля.
Начиная занятие, заслуженный работник культуры России, член Союза писателей и Союза театральных деятелей Валерий Модестов заметил, что “в балете у нас понимают все”, так как этот вид искусства считается брендом России и в России же популярен больше, чем в странах Европы и Америке - там зрители чаще предпочитают оперу.

Говоря о принципах оценки балетного спектакля, критик порекомендовал обращать внимание на всю постановку в целом, не концентрируя все внимание на технике и эстетическом образе, созданном артистами. Более того, техника, по мнению Валерия Модестова, это лишь инструмент для формирования образа, который должен быть наполнен эмоционально и увлекать за собой зрителя.
Тем не менее, многие балетмейстеры сегодня забывают про “классику” балета и стремятся использовать элементу шоу и акробатики, в результате - теряется образ, так необходимый балету и “мелкая техника”.

- Балет не должен превращаться в цирковое представление. Если мы хотим посмотреть цирк, акробатов, то мы пойдем в цирк. И там посмотрим на профессионалов в этом деле, - заметил он.

Комментируя “Вечер одноактных балетов” и балетную труппу театра Ольга Кораблина подчеркнула, что Театр оперы и балета республики Коми имеет ровно тот же набор проблем, что театры оперы и балета в городах России - это сборная, неоднородная труппа с разной системой подготовки, разного уровня и комплекции, недостаток мужского состава. А к балетмейстеру-постановщику Наталье Терентьевой у нее осталось немало вопросов.

Валерий Модестов сообщил, что эталоном “Вальпургиевой ночи” для него является постановка Леонида Лавровского, в которой партию Вакханки исполняла Майя Плисецкая. В Сыктывкаре попытались следовать этой хореографии, однако не учли некоторых моментов.

- В той постановке речь идет о царстве Мефистофеля, он пытается увлечь героя, соблазнить. Тогда это было эротикой, сегодня это можно было бы сделать еще ярче. Эротика была и в оформлении, и в одежде. То, что мы увидели вчера, было далеко от царства Мефистофеля - почти буколики. А там - мороз по коже. Хотя артисты очень старательные, они хотят работать - это видно. В них есть потенциал, драматический дар, природа. У людей восточного склада - кошачья пластика, но и она требует развития, - прокомментировал он.

В завершении двухдневной Школы критиков журналисты, прослушавшие две лекции и посетившие два спектакля, получили сертификаты. Но на этом их работа не закончится - каждый должен написать рецензию на оперу или балет. Лучший текст может быть опубликован в театральном журнале “Страстной бульвар”.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии