Общество

В Коми учителя разработали экологические тропы с использованием историко-краеведческих и этнографических элементов

В Сыктывдинском районе в начале октября подвели итоги муниципального конкурса проектов образовательных учреждений «Экологические тропы и экскурсионные маршруты». Защита проектов по экотропам прошла в рамках образовательного семинара на базе Выльгортской начальной школы. Оценивали работы специалисты управления образования администрации Сыктывдинского района, ГБУ РК «Центр по ООПТ» и эксперты Коми республиканской академии госслужбы и управления.
Фото: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

На конкурс было представлено 15 проектов. Лучшими жюри признало проект школьных учителей из поселка Яснэг «Истоки», проект специалистов управления образования «Экологическая тропа в заказнике «Важъелью» и работу педагогов из села Слудка «К святому источнику».

«Учителям школ и специалистам нашего «Центра по ООПТ» необходимо объединить усилия при организации экологических троп для школьников, которые могли бы при проведении фенологических наблюдений за состоянием природы, выполнять несложные работы по мониторингу экосистем особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения. Таким образом, мы будем готовить кадры для высшей школы биологического образования. И не только для высшей школы. Полагаю, любой человек должен обладать навыками жизнеобеспечения и поведения в дикой природе. Познавательно будет на экотропах добавлять информацию о традиционной охоте коми — об охотничьих снарядах, орудиях лова и приемах охоты. Мы будем оказывать всяческую поддержку работе педагогов по созданию экологических троп», — подытожил директор ГБУ РК «Центр по ООПТ» Александр Ермаков.

Проект школьных учителей из Яснэга «Истоки» был разработан для того, чтобы создать условия для исследовательской деятельности и становления музейного дела в поселке. В 30-ые годы прошлого века в состав территории Яснэгского сельского совета входило 13 населенных пунктов, в которых проживали наряду с коренным населением спецпереселенцы: поляки, украинцы, немцы Поволжья. Спецпоселения в 50–70 годы были исключены из учетных данных и исчезли с карты республики. Располагались эти поселения в девственных лесах, где и сейчас сохранились редкие растения, исчезающие виды животных (володушка золотистая, липа мелколистная, сон-трава, европейская норка, колонок, серый гусь), поэтому учителя решили совместить краеведческий маршрут с экологической тропой.

Обладатели второго места, авторы проекта «Экологическая тропа в заказнике «Важъелью», разработали познавательный маршрут с включением подвижных игр. Подобное чередование активного отдыха с трансляцией информации о природных объектах и явлениях позволяет задействовать в учебном процессе всех участников похода. Работа педагогов из Слудки «К святому источнику» сочетает экологические элементы с этнографическими. Начало маршрута предполагает посещение Свято-Троицкой церкви, построенной в 1896 году. Тропа продолжается по местечку Тагель (коми — Тагыль) наиболее посещаемому грибниками, ягодниками, охотниками и рыбаками. Здесь участников похода знакомят с легендой об известной в этих местах коми охотнице, которую в народе называли Тагыль баб (Тагыльская бабушка). Конечная точка маршрута — освященный источник у реки Позялом. Вода в нем чистая и живительная. Все желающие могут ее опробовать и взять с собой. Попутно экскурсовод рассказывает об обитателях реки. В Позялом водятся хариус и елец, а вдоль берегов случается обнаружить поселения бобров.

Знакомство учителей с методикой организации и обустройства экотроп началось еще в августе 2014 года на семинаре в Печоро-Илычском заповеднике, а затем продолжалось в сентябре во время полевых выездов в заказник «Белый». Все семинары-практикумы проходили в рамках проекта BPAN (сокр. Barents Protected Area Network — Сеть особо охраняемых природных территорий Баренц региона). Семинар и защита экологических проектов прошли в рамках реализации плана действий по соглашению между администрацией Сыктывдинского района и ГБУ РК «Центр по ООПТ».

Комментарии