Общество

В Коми общественники по итогам Всероссийского образовательного форума в Пензе выйдут на руководство региона

Общероссийский народный фронт в Коми выйдет на Главу и правительство региона, чтобы обсудить пути в решении главных проблем в системе образования республики — с учетом предложений, прозвучавших на Всероссийском форуме ОНФ в Пензе «Качественное образование во имя страны», участие в котором принял Президент Владимир Путин.
Фото: ОНФ в Республике Коми

Об этом рассказала участница форума, директор Гимназии искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова Мария Кузьбожева.

- От Коми на форуме в Пензе было шесть человек — помимо вас, это ректор УГТУ Николай Цхадая, молодой сыктывкарский учитель Артем Зайнапов, директор сыктывкарского Дворца творчества детей и учащейся молодежи Татьяна Астарханова и руководитель детского центра «Кроха» Анастасия Бобрецова. С какими главными проблемами в образовании республики, которые безотлагательно требуют решения, делегация вышла на форум?

- Проблем много. Образование — это не та сфера, которая близка к благополучию. Перед форумом в Пензе, в качестве подготовки к нему, в республике прошли три «круглых стола» — по общему образовании, дополнительному и профессиональному, где была аккумулирована и сформулирована вся наша проблематика. Акцентирую внимание, по моему мнению, на главных, самых острых проблемах.

Это плохое состояние зданий учебных заведений в республике. И речь идет не только о ветхости, но это и не соответствие помещений противопожарным и санитарным нормам.

Несовершенство системы итоговой аттестации, несовершенство программ по отбору и подготовке педагогических кадров, высокая зависимость руководителей образовательных учреждений от вышестоящих организаций, отсутствие новых технологий воспитательного процесса, отсутствие системы профориентации в школе, чрезмерная бюрократизация системы образования. Все это актуально для всех без исключения регионов, - Мария Кузьбожева.

Это недостаточное количество школ, в том числе с учетом новых требований СанПиН. Дети у нас все еще продолжают учиться в две смены, что недопустимо, особенно в северных условиях. Из-за нехватки школьных помещений наблюдается острый дефицит групп продленного дня: не все учащиеся имеют возможность туда ходить, а кто имеет такую возможность находятся в «продленка» кратковременно — домой все равно приходится возвращаться рано, без родителей. Все это, в итоге, сказывается на безопасности детей — школьников младших классов. У нас есть положительные моменты, на селе у нас строятся школы, но нам нужно строить в 10 раз больше и по всей республике.

Наконец, у нас отсутствует социальная поддержка учителей. Для того, чтобы молодой учитель пришел в школу, чтобы закрепился, нужны «социальные лифты», а это не только заработная плата. Форум показал, что в некоторых регионах, например, работают программы по компенсации учителям части процентной ставки за ипотеку. В других -строятся учительские дома. Нам, к сожалению, не чем похвастаться.

- Что было сформулировано на форуме в Пензе, и какие конкретные шаги предлагаете?

- Помимо первоочередных вопросов, стоящих перед республикой, о которых я уже сказала, форум сформулировал проблемы в системе образования в целом для страны и видение путей их решения. Все проблемы перечислять не буду, вот некоторые: несовершенство системы итоговой аттестации, несовершенство программ по отбору и подготовке педагогических кадров, высокая зависимость руководителей образовательных учреждений от вышестоящих организаций, несовершенство системы закупок для нужд образования, отсутствие новых технологий воспитательного процесса, отсутствие системы профориентации в школе, чрезмерная бюрократизация системы образования — большой объем отчетности. Все это актуально для всех без исключения регионов.

Со всем этим мы хотим выйти на Главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, его заместителя, курирующего образовательную сферу, и профильное министерство, чтобы совместно обсудить итоги педагогического форума в Пензе, чтобы в республике, не дожидаясь «окрика» сверху, поручений из федерального центра по линии исполнительной власти, уже началась конкретная работа по решению этих вопросов.

- Вы считаете, что в правительстве Коми, в региональном министерстве образования ничего не знают об этих и других проблемах?

- Знают! Но наша задача подтолкнуть к действенным шагам в решении этих проблем, чтобы на уровне региона и муниципалитетов были приняты и профинансированы соответствующие программы развития. Мы до этого хотим достучаться. На форуме Общероссийского народного фронта в Пензе самое деятельное участие принял Президент Владимир Путин, и не только он: был министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, много было известных людей. Форум Народного фронта — это форум действия. Выводы, прозвучавшие на нем, будут ориентиром для принятия решений на всех уровнях власти. Это ясно дал понять Президент Путин. Конечно же, проводником движения вперед будет, в том числе, и актив Народного фронта на местах. Тема образования, контроль того, что делается в этой сфере, будет находиться в повестке Регионального штаба ОНФ в Республике Коми.

- Вам лично удалось переговорить с Президентом Владимиром Путиным по проблемным вопросам?

- Нет, к сожалению. Я была в коми-национальном костюме, надеялась, что Владимир Владимирович заметит меня и даст слово, я тянула руку, но так уж получилось, что я находилась не в центральной части конференц-зала, и меня он не заметил. Желающих задать вопрос или рассказать о проблемах и предложениях, конечно же, было много. Участник нашей делегации, ректор УГТУ Николай Цхадая, будучи модератором «круглого стола», смог обратить внимание Президента в необходимости поддержки региональных вузов и возвращении полноценной специальности инженера.

Мне же лично удалось переговорить с Министром образования и науки России Дмитрием Ливановым, перед которым подняла тему программы модернизации дополнительного образования. Это направление — дополнительное образование — во многом определяет профессиональный и жизненный выбор человека, входящего во взрослую жизнь. Лично я ехала на форум, в том числе, с этим вопросом, так как изнутри близко воспринимаю и знаю эту тему. Ведь основа образовательного процесса возглавляемой мною гимназии искусств — это и есть дополнительное образование, благодаря которому наши выпускники выходят в жизнь уже профессионально подготовленными и ориентированными, знающие, куда им двигаться дальше. Но это у нас, а нужно, чтобы дополнительное образование развивалось и было доступным везде и не только в сфере искусства.

- Что же Вам ответил Ливанов?

- Он поддержал меня. Сообщил, что такая программа нужна, и он надеется на ее принятие в 2016 году, когда завершится программа модернизации дошкольного образования, действующая в 2014 — 2015 годах.

Но сейчас нам в республике необходимо дать положительный импульс в решении всех острых вопросов, которые были в центре внимания Всероссийского форума по проблемам образования. Предложения, прозвучавшие там, были поддержаны Президентом, и их нужно воплощать в жизнь. С эти мы и планируем выйти на руководство региона.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии