Культура

Уникальные материалы собрали участники экспедиции в с. Колва Усинского района

Коренные жители села рассказали членам экспедиции о быте, обычаях, праздниках, народных играх, приметах, суевериях и заговорах северных коми и колвинских яранов.

Фотографии, аудио- и видеозаписи этнографических данных будут использованы для изучения традиционной культуры, в частности, ижмо-колвинского эпоса — одного из объектов нематериально-культурного наследия Республики Коми.

Напомним, фольклорно-этнографическая экспедиция в селе Колва Усинского района стартовала 29 сентября. Организовали и провели научные поиски сотрудники республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации Елена Вострых и Александр Альхименок. Возглавил экспедиционную группу кандидат филологических наук, доцент ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, старший научный сотрудник Фольклорного фонда отдела языка, литературы и фольклора Анатолий Панюков.

По словам членов экспедиции, собранные материалы предстоит обработать и расшифровать. Выводы исследователи планируют опубликовать в сборнике с приложениями текстов и аудиозаписей произведений ижмо-колвинского эпоса.

После тщательного изучения в сборник могут войти записи преданий и сказок, сделанных при встрече с коренной жительницей Колвы Татьяной Анатольевной Кожевиной. Хранительница местных традиций, она рассказала также о свадебных обрядах, похоронных плачах и распространенных в селе поверьях о колдовстве. Татьяна Анатольевна представила ученым собранные ею уникальные коллекции традиционных кукол и ижмо-колвинских игрушек (аргышей). О быте оленеводов и местных традициях народной медицины поведали участникам экспедиции жительницы Колвы Елена Прокопьевна Молькова и Анисия Гавриловна Канева. В рамках экспедиции исследователи узнали об уникальной традиции изготовления сяргана — музыкального инструмента из зоба тетерева.

Колвинские яраны — выходцы из села Колвы, расположенного на одноименном правом притоке реки Усы в Ижмо-Печорском бассейне Коми. В XVIII — начале XIX веков они полностью перешли с ненецкого на коми-зырянский язык. Сами себя они часто называют колвинскими яранами, реже — коми, то есть определенно отличают себя от коми-зырян, хотя и говорят с ними на одном языке и переняли от них многие обычаи. Но колвинские яраны отличают себя и от тундровых ненцев, которых называют выненчи.

Ижмо-колвинский эпос является уникальным устным творчеством северных коми и колвинских яранов, говорящих на ижемском диалекте коми языка. Первые единичные записи произведений ижмо-колвинского эпоса были сделаны венгерским ученым Баратоши Бенедэком в 1911 году на Канинском полуострове. Однако только в 1956–58 годах фольклористы Ю. Рочев и Э. Васои открыли в бассейне реки Колва на границе Усинского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа существование полнокровной коми эпической традиции в культуре так называемых «колва яран» — колвинских ненцев, говорящих на коми языке. Основной свод памятников ижмо-колвинской фольклорной традиции был записан в 1950–1970 годах в Ижмо-Печорском регионе Республики Коми, на Кольском и Канинском полуостровах, а также на Ямале среди населения, говорящего на ижемском диалекте коми языка. Всего в ходе экспедиций было сделано более 500 записей эпических произведений.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии