Культура

Режиссер Александр Прошкин: У меня большая надежда на женщин в нашей стране

Четвертый день фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в Сыктывкаре собрал небывалое количество зрителей. Концертный зал Гимназии искусств был забит до отказа, некоторым из пришедших не хватило мест и приходилось стоять. Причина ажиотажа — показ фильма режиссера Александра Прошкина «Охрана», главную роль в котором сыграла актриса Театра драмы имени Виктора Савина Мария Коровина.
Александр Прошкин

- Я рад побывать на родине героини нашего фильма, и я понимаю, что купаюсь в лучах славы Маши, потому что вы пришли сегодня на нее посмотреть, — такими словами поприветствовал зрителя режиссер знаменитого фильма «Холодного лето пятьдесят третьего» Александр Прошкин перед показом и рассказал историю появления картины.

Как следует из слов мастера, сюжет фильма «Охрана» с сыктывкаркой Марией Коровиной в главной роли родился почти случайно. Последние свои картины — «Чудо» и «Искупление» — он снимал в Туле, нередко — на местном Красногорском металлургическом заводе.

- Каждый раз во время съемок на заводе мы очень долго проходили охрану. Присмотрелся, а охранниками работают девушки — одна другой краше. На посту сидят в черной форме, а уходят оттуда, ну, чистые манекенщицы. Мы с ними подружились, много разговаривали. Оказалось, судьба у всех непростая, не очень хорошо с мужьями в этом городе — кто-то сбежал, у кого-то вообще не было. Отсюда и родилась идея снять историю о девушке из русской провинции, щемящую, добрую, местами веселую картину, — объяснил Александр Прошкин.

Труднее было с выбором актрисы для главной роли. Московские актрисы были отметены сразу — как объяснил режиссер, не потому, что они плохие, а потому, что не смогут сыграть так, как надо.

- В Москве живут другими целями, другими темпоритмами. А в провинции, извините за такое слово, хотя оно совершенно не обидное, жизнь гораздо человечнее, и гораздо больше внимания уделяется первооснове жизни — дружбе, любви, товариществу. Поэтому я искал артистку не в Москве, — вспомнил предысторию съемок режиссер.

Марию Коровину Прошкин увидел случайно — подсказал знакомый актер, который раньше работал в Сыктывкаре. В итоге, посмотрев фотографии сыктывкарки в Интернете, режиссер понял, что она идеально подходит для роли. Подтверждением стали и первые пробы.

- Было такое впечатление, что она приехала не из Сыктывкара, а из Парижа — абсолютно свободная, никаких комплексов! Стали пробовать ее с Виктором Сухоруковым, все-таки знаменитость — никакого смущения, совершенно спокойно себя вела! Потом еще долго подбирали для Маши партнера, пока не остановились на Антоне Шагине — я их даже пробовать не стал, понял, что вот между ними все случится. А первая смс, которую она написала в первый же съемочный день была такая: «Я сегодня целовалась с Шагиным».

Как объяснил суть картины сам режиссер, «Охрана» — картина о том, чем отличается жизнь от существования: «есть любовь — есть жизнь, нет — жизнь не состоялось».

В центре сюжета — история девушки Клавдии, охранницы металлургического завода в провинциальном городке. Ее жизнь круто меняется после одной встречи — молодой вор проникает на завод и пытается украсть целый грузовик чугунных чушек. В попытке помешать преступнику завязывается драка, которая заканчивается поцелуем и обмороком главной героини. Как разворачивалась история дальше, можно будет узнать в марте, когда картина выйдет в прокат.

Публикуем также несколько ярких цитат Александра Прошкина со встречи с сыктывкарским зрителем.

«Несколько дней назад я встречался в Евгением Евтушенко — сейчас он тяжело больной старик с горящим взором. В этом состоянии он объехал в России 34 города. Я его спрашиваю: «Зачем?» Говорит: «Понимаете, я когда приезжаю в Россию, то вижу такую ярость, такое озлобление, такое напряжение… Надо как-то лечить, надо смягчать нравы, поэтому и езжу». Я считаю, что это действительно важная задача. Надо чаще обращаться к частной человеческой жизни, к нашим чувствам — это самое лавное, а никакие Сирии. Поэтому я и хотел снять картину про самых простых людей, которые и есть в сущности та прекрасная Россия, которая живет, чувствует, рожает. Поэтому у меня на этих девок [героинь фильма — прим .ред.] очень большая надежда, и вообще на женщин в нашей стране».

«Сегодня сложное положение в кинематографе, потому что «человеческое» направление про простых людей и простые человеческие чувства почти не финансируется . Официальная позиция государства — кино должно зарабатывать, а значит и снимается коммерческое кино. А у нас оно, к сожалению, довольно низкопробное. И все наши кинотеатры зависят от киноиндустрии Голливуда, причем нам показывают далеко не лучшее из американского кино — это кино для третьего мира, для собирания денег. Хотя там много потрясающих режиссеров и актеров, но нам это кино не привозят, потому что не будет зрителя, а зритель у нас уже воспитан телевидением, однозначным простым решением».

«На западе телевидение работает по-другому. Там привлекают лучших режиссеров, лучших сценаристов, лучших актеров. Воспитывают обойму актеров, которые работают именно на телевидении, но они популярны не менее кинозвезд. В итоге создается очень качественный продукт. Наши сериалы не конкурируют с запанными, поэтому что зарабатывают рекламой — чем меньше содержание, тем больше можно впихнуть рекламы, чисто коммерческий эгоистический подход и никакого искусства. Наше телевидение постоянно деградирует и в какой-то степени влияет на кинематограф. Хотя молодое поколение отказывается от телевидения — смотрят интернет, больше западные сериалы».

«Кино сегодня слишком дорогое удовольствие. Люди идут на аттракцион, они не хотят думать, им нужно развлечение. Это заболевание времени, это пройдет. Я был в Якутии — там 30 фильмов снимают в год, причем все только на якутском языке и часто без русских субтитров даже. Потому что их мало — миллион человек на громадном пространстве. Кино — это их утверждение, их самостояние. Я верю, что в Якутии, Калмыкии, у вас в Коми будет свое кино. Когда люди будут снимать про себя, свою жизнь свои проблемы, произойдет оздоровление».

Комментарии