Культура

Сыктывкарцы стали первыми, кто услышал главу из будущего мемуарного сборника Эдуарда Тополя

Знаменитый писатель, сценарист и режиссер стал гостем завершающего дня кинофестиваля «Сталкер» в столице Коми. Пожалуй, это была самая разножанровая творческая встреча — Эдуард Тополь не только пообщался со зрителями, но и показал десятиминутный документальный фильм-эпиграф и прочитал отрывок из еще ненаписанного сборника воспоминаний.
Эдуард Тополь в Сыктывкаре. Фото "Коми Ньюс"

Пятый день фестивля фильмов о правах человека «Сталкер» в Сыктывкаре встретил Эдуарда Тополя полным залом, что, по признанию писателя, тронуло его до слез. Впрочем, зрители — в основном воспитанники гимназии искусств и школьники — радовали именитого гостя недолго — гул на последних рядах не умолкал на протяжении всего вечера, а по завершению фильма две трети зала, не стесняясь, покинули места прямо во время речи вновь расчувствовавшегося было режиссера.

Еще до появления мастера на сцене концертного зала Гимназии искусств зрителю показали десятиминутный фильм-эпиграф к роману Тополя «Бисмарк» — историю платонической любви железного канцлера и русской княгини Екатерины Трубецкой. Как пояснил автор, такой ход встречи он придумал, чтобы угомонить зал и намекнуть ему, что речь пойдет о любви, «потому что не бывает ничего без любви — ни в жизни, ни в литературе».

- Ничего бы особенного в истории Бисмарка и Трубецкой не было, если бы не финал — всю жизнь он следовал мечте о создании Германской империи, и только в самом конце понял, что вся эта империя не стоит одного свидания с любимой женщиной, — объяснил Эдуард Тополь.

По его признанию, такое откровение о жизни Бисмарка не по душе немцам — для них он любимец, кумир, почти святой. Еще одной изюминкой творческого вечера стало чтение вслух еще не опубликованных и, собственно, недописанных мемуаров писателя.

- Этот отрывок из сборника «Великие. Знаменитые. Простые» я написал за неделю до приезда в Сыктывкар, то есть вы по сути первые, кто его услышит, — подчеркнул значимость события писатель.

Слуху сыктывкарской публики в исполнении именитого гостя предстала глава «Зловредный Генри Киссинджер». В 1978 году Тополь мигрировал в США. После того, как «положили на полку» два его фильма «Любовь с первого взгляда» и «Ошибки юности», писатель понял, что «обслуживать советскую власть и облизывать ее в те места, где не полагается облизывать», он не хочет и предпочел покинуть страну. О первых годах жизни в эмиграции и идет речь в зачитанной сыктывкарцам главе. Это воспоминания Тополя об успехе романа «Красная площадь» за рубежом, нагрянувшей в 1983 году, не совсем удачном покорении Голливуда и, собственно, заявленном в названии главы государственном секретаре США времен президента Никсона Генри Киссинджере, который перечеркнул кинематографическое будущее взбудорожившего запад антисоветского романа.

Завершилась встреча показом фильма Тополя «На краю стою» с Артуром Смольяниновым и Светланой Устиновой в главных ролях. Изысканной картину 2008 года не назовешь — слишком сильно она диссонировала с лентами предыдущих дней фестиваля «Сталкер». По ощущениям корреспондента «Коми Ньюс», лента снята по канонам тех самых не лучших образцов голливудского кино, о которых накануне сказал другой гость «Сталкера» режиссер Александр Прошкин («Нам показывают далеко не лучшее из американского кино — это кино для третьего мира, для собирания денег. Хотя там много потрясающих режиссеров и актеров, но нам это кино не привозят, потому что не будет зрителя, а зритель у нас уже воспитан телевидением, однозначным, простым решением» — прим. ред.).

«На краю стою» — это история о герое-пограничнике Андрее Стахове, разоблачившем банду наркоторговцев, из-за мести которых он лишился ног и, простите, детородного органа. Весь дальнейший сюжет — попытки ставшего инвалидом бойца найти и наказать обидчиков, душевные терзания из-за физической, но в основном мужской неполноценности, преданная любовь супруги, свершившаяся месть и хэппи-энд — деньги, отобранные у наркоторговцев, пошли на дорогостоящую операцию по восстановлению мужской силы и помогли обрести любящей паре детей.

Впрочем, ничего удивительного в выборе сюжета нет, учитывая голливудские термины, произнесенные Эдуардом Тополем в начале встречи: «В романе должны быть драйв, лав-стори».

Виталий Лифляндский, директор АУ РК «Комикино», которое выступило организатором фестиваля «Сталкер», поблагодарил почти опустевший к концу встречи зал за внимание и пригласил досидевших до самого конца зрителей на следующее событие — фестиваль финно-угорских фильмов «Туфвеж», намеченный на конец октября.

Чтобы подписаться на наш Telegram и быть в курсе самых важных новостей, достаточно пройти по ссылке и нажать кнопку «Open channel».

Комментарии