Культура

Православные активисты увидели в гастролях финского театра след фигурантов «дела Гайзера»

По их мнению, постановку «Globally Wanted» заказали ответственные за идеологию в команде бывшего главы Коми чиновники. Корреспондент «Коми Ньюс» побывал на экстренном заседании Общественной палаты и выслушал самые невероятные и парадоксальные причины для запрета спектакля.

Напомним, поводом для внеочередной встречи членов Общественной палаты Коми и ряда экспертов стало обращение православных педагогов, которые возмущены предстоящими гастролями финского театра «Circus Uusi Maailma» с нашумевшей постановкой «Globally Wanted». По мнению обратившихся, спектакль является идеологической диверсией Запада, направленной на развращение молодежи.

Как объяснил свое беспокойство один из авторов обращения руководитель Религиозного образования и Катехизации Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Владимир Ичеткин, спектакль направлен на разрушение традиционного семейного уклада, а значит его демонстрация на сцене государственного академического театра недопустима. Более того, в причине приезда финской труппы он увидел не только руку Запада, но и участников «дела Гайзера».

- Все в курсе, что нашу идеологическую политику в Коми определяли два лица, которые сейчас под следствием. Постановка была заказана этими лицами ранее, был вброс через газету «Прогород», чтобы прощупать общественное мнение. Но мнение, опубликованное в этой газете, ничего не значит, ее все равно никто не читает, - объяснил Владимир Ичеткин, умолчав, что обращение возмущенных православных педагогов построено именно на статье из этой газеты. — Считаю, что сегодня посыл тех людей не востребован и мы не должны повторять тех ошибок, как со спектаклем с красным роялем (речь о постановке сыктывкарского драмтеатра по пьесе «Гамлет», которая все время тоже была предметом жарких споров — прим.ред.), театр должен отказаться от этого спектакля.

При этом на вопрос председателя Союза композиторов республики Михаила Герцмана, смотрел ли господин Ичеткин критикуемую им постановку, тот ответил отрицательно: «Надеюсь, что и не увижу». Как выяснилось в ходе бурных и продолжительных дебатов, ознакомились с постановкой еще задолго до общественных обсуждений лишь представители регионального минкульта и собственно дирекция театра драмы имени В. Савина, все остальные, в том числе противники визита финской труппы, знают о спектакле лишь из публикации в газете.

Фото: Коми Ньюс

Фото: Коми Ньюс

Министр культуры Коми Анастасия Прокудина выразила официальную точку зрения ведомства и привела выдержки из Положения о театре Российской Федерации, согласно которому театр независим в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству.

- О проблематике этого спектакля мне было известно задолго до того, как стали поступать письма обеспокоенных граждан. Мы несколько раз просмотрели спектакль, прекрасно понимая, что зрителем он может быть воспринят неоднозначно. Мне лично постановка не понравилась, но это мое личное мнение. Запретить спектакль мы не можем — нам это не позволяет закон, даже если этот спектакль ставится на государственные средства, — подчеркнула министр.

Также Анастасия Прокудина зачитала рецензию театрального критика Веры Морозовой, которой предложили ознакомиться с видеозаписей с постановки. Общий посыл рецензии — постановка иносказательно отражает непростые проблемы современного общества, причем не в реалистическом ключе, а в постмодернистском, поэтому зрителю придется самому прийти к идее спектакле. Актер представления не трансформируется внутренне, не меняют выражения лица, словно в масках, то есть отстраняются от образа.

«Если нет в спектакле нет откровенных политических выпадов, пропаганды межнациональной розни, порнографии, жестокости и насилия, а есть только желание в яркой и непривычной форме выразить наболевшее, то постановку запретить нет причины. Что касается тех, кто экстремистски трактовал фрагменты постановки, то они просто повелись на откровенно провокационный заголовок статьи," — заключает критик.

Директор театра драмы имени В.Савина Михаил Матвеев попросил не искать конспиративных версий в появлении спектакля на сыктывкарской сцене и напомнил, что гастроли в Сыктывкаре финского театра «Circus Uusi Maailma» с постановкой «Globally Wanted» стали плодом сотрудничества в рамках Российско-финляндского культурного форума. Театр приедет на средства гранта, представленного Министерством культуры Финляндии, позднее наш театр нанесет ответный визит.

- Тема форума этого года — культура меняющегося мира. Конечно, Запад и Россия разные миры, и, чем мы теснее сотрудничаем в культурной сфере, тем сильнее это чувствуем. У участников форума нет желания переоценить или научить партнеров, мы только представляем друг другу культурный продукт. А что касается нравственности, то после событий сентября уже нельзя сильнее нравственность сильнее нарушить. Призываю не выплескивать ребенка вместе с грязной водой, а рассматривать спектакль в рамках театрального искусства, — выразил свою точку зрения Михаил Матвеев.

Директор театра подчеркнул, что для постановки в Сыктывкаре установлен возрастной ценз — смотреть ее рекомендуют людям старше 18 лет и младше 55 лет. «Это не спектакль в нашем понимании, это действие, перформанс. Тот, кто захочет идти, должен понимать, куда он идет — не интересно, не пойдет. Это выбор зрителя», — подчеркнул Матвеев.

Чуть больше о спектакле и театре рассказал заместитель директора драмтеатра Владимир Казаковцев, который смотрел постановку четыре раза.

- Мы сразу предполагали, что наш зритель разделится на два лагеря — кто-то примет такое искусство, а кто-то нет. Это слишком сложно для рядового, неискушенного зрителя. В постановке условные декорации, уделяется особое внимание к свету, музыке, пластике. Доступные к просмотру ролики полного представления не дают, понять, составить свое мнение можно только посмотрев спектакль, — отметил Казаковцев.

Собравшиеся, подавляющее большинство которых постановку не видели, попросили пересказать им сюжет.

- В основе спектакля лежит история семьи, в которой вырастает ребенок. Он подражает родителям, пытается найти себя, у него возникают разные отношения…

- Нетрадиционные отношения! — перебил не смотревший спектакль Владимир Ичеткин.

- Мы не знаем об этом, — продолжал Казаковцев. — Проблема, которую ставят авторы спектакля, это проблема всего европейского общества. Они рождаются свободными людьми, у них нет запретов, поэтому они другие люди, они ищут себя, не знают, что с этим делать. А о своих проблемах они говорят тем способом, которым умеют выражаться — пластикой без текста.

Участники заседания допытывались у ознакомившихся с постановкой деятелей культуры, есть ли все же в ней сцены сексуального характера, способные кого-то покоробить или нарушающие закон.

- Там скорее есть агрессивные движения, сексуального я ничего не увидел, — ответил Казаковцев.

Фото: Коми Ньюс

Фото: Коми Ньюс

Михаил Герцман, также посмотревший спектакль, определили его как «скучный, от которого клонит в сон», но при этом способный заинтересовать увлеченных театром людей.

- Это интеллектуальная постановка. И никакой там эротики нет, — поделился впечатлениями Герцман.

- Это все хорошо, но давайте подумаем, в какую сторону зрители плевать будут после этого спектакля? В сторону памятника? — распалился Владимир Ичеткин. — Давайте еще в Большом театре шоу показывать будем! Пусть в ночном клубе это показывают для элиты, а не в государственном академическом театре!

- Вам это может не нравиться, но это искусство, — парировал Михаил Герцман.

К середине встречи собравшимся показали промо-ролик спектакля, который не вызвал ровным счетом никаких эмоций: «Какой разврат! Закройте мне глаза», — иронизировал Михаил Герцман.

Замминистра культуры Марина Метелева заверила, что ведомство никоим образом не собирается никого развращать посредством постановки финского театра. Более того, перед подписанием соглашения с постановкой познакомили деятелей культуры региона, и никто из них не увидел в ней крамолы и разврата.

Также собравшиеся вспомнили, что подобный скандал «прославил» Коми в 2006 году, когда из-за претензий местной епархии в Сыктывкаре сорвалась премьера оперы Шостаковича по сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде».

- Любой запрет творчества и искусства — это признак дурновкусия. Мне этот спектакль, если честно не понравился, но я спокойно отнесусь к точке зрения человека, которому он придется по вкусу. Это совершенно другой театр, который кардинально отличается от русского театра, где все написано, объяснено и зрителю не надо самому думать. Здесь зрителю надо думать! — заступился за постановку директор Государственного театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов.

Его точку зрения поддержал и Леонид Зильберг, который само обсуждение постановки назвал пугающим:

- Мы итак периферия, но подобными запретами загоняем себя еще глубже. Это очень опасно, потому что иначе все будут бояться что-то ставить, привозить к нам новые постановки. Мы должны научиться разграничивать: не нравится — не ходим и не смотрим.

Эмоциональную точку бурным и неплодотворным обсуждениям пыталась было поставить журналист Любовь Воробей.

- Детей не бережете от телевизора, а тут что-то обсуждаете. Кто вам чего навязал? О чем мы говорим, как детский сад? Никому ничего навязать невозможно. Чего вы так за детей боитесь? Они сами вас научат большему. Каждый пойдет, посмотрит и сам составит свое мнение. Надо жить проще и давать больше свободы.

Как заключила депутат городского совета Сыктывкара Галина Лапшина, запретить зрителю приходить на спектакль никто не может, он сам разберется. Однако заседание общественной палаты и скандал в СМИ станут для постановки дополнительной рекламой, а такого эффекта депутату хотелось бы избежать.

Комментарии