Профессии, связанные с водой и морем

Рубрика: Полезная информация

Опубликовано: 27 февраля 2022, 16:03

Просмотров: 1614

    Во все времена море манило своими просторами и шумом прибоя не одно юное сердце. На смену парусным судам пришли теплоходы, пароходы, но, как и прежде, мореходные вузы и училища не остаются без студентов. Какие же морские профессии предлагает нам современность и актуальны ли они, рассмотрим в этой статье.

   Морское образование всегда было символом престижности и выделяло человека из сотни других. Оно не потеряло актуальности и в наше время. Эта нелегкая работа, таящая опасности, привлекает в ряды своих учреждений образования тысячи студентов. 

   Транспортировка грузов морем является одним из самых дешевых видов перевозки большого объема продукции. Море — также ценный экономический ресурс, поэтому государство вкладывает много средств в развитие транспортного морского комплекса страны. Следует не забывать и о стратегических преимуществах владения выходом к морю. Не даром еще Петр I так стремился «прорубить окно в Европу» с его помощью. 

   Востребованными являются специалисты различных направлений данной отрасли, сильные физически и морально, готовые быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.

    Плюсы и минусы работы
Мореходная отрасль — одна из тех, где плюсы и минусы делятся поровну. 

   Приятными особенностями данной профессии являются:

     Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
     Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
     Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
     Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше. 
Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.

   Среди основных минусов получения мореходного образования выделяем:

Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека. 
Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно  подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку. 
Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.

      Морские профессии
Классификация кораблей зависит от их водоизмещения, типа вооружения и их назначения. Соответственно виду корабля меняется и состав судовой команды. Профессии морской отрасли можно разделить на несколько тематических групп:

  • корабельные профессии;
  • подводные;
  • портовые;
  • морские профессии для девушек.

На корабле
    Команда корабля подразделяется на:

  • капитана и его помощников;
  • палубная команда;
  • машинная команда.

    К востребованным корабельным специальностям относятся такие:

Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
Помошник моряка заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.
Это основные профессии в морском деле. Существует много и других, в зависимости от специфики судна.

Под водой
Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем. 

Среди подводных профессий можно выделить:

Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов. 
Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
Моряк-подводник. 
Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
водолазы-строители производят ремонт трубопроводов, прокладку кабелей, поднимают суда со дна морей, возводят под водой основания для мостов;
водолазы-исследователи;
водолазы-спасатели проводят спасательные операции в местах кораблекрушений, оказывают первую медицинскую помощь потерпевшим, устраняют последствия аварийных ситуаций на воде.
Водолаз
Источник: naviny.by
В порту
Для тех, кто любит море, но по каким-либо причинам не может войти в состав команды корабля, существует много интересных портовых профессий. 

Стивидор. В его обязанности входит организация и контроль за погрузкой и разгрузкой торговых судов. Стивидор должен уметь составлять план грузовых операций, знать международную документацию. 
Лоцман — портовый специалист, отвечающий за безопасный проход и пришвартовку судов. В круг его навыков входит доскональное знание местного фарватера, рельефа морского дна. При подходе к порту, капитан вызывает лоцмана, который берет на себя ответственность провести к пристани судно безопасным путем. В случае аварии по вине лоцмана, порт выплачивает судовладельцу все убытки.
Судовой слесарь-механик занимается ремонтом корабля во время его пребывания в доке. Зарплата такого специалиста от 75 000 рублей. 
Судовой электрорадиомонтажник  устанавливает, настраивает и ремонтирует радиоаппаратуру на корабле. Заработная плата — от 45 000 рублей. 
Порт
Источник: hhcdn.ru
Так же в морских вузах можно освоить профессии инженера-судостроителя и судостроителя. Данные специалисты проектируют и строят корабли. От их профессионализма и точности в будущем зависят жизни всех моряков.

Для девушек
Долгое время существовало поверье, что женщина на борту — быть беде. В современном мире девушек стали допускать на борт в качестве работниц. 

Девушки могут занимать на судах следующие должности:

корабельный кок;
помощник капитана;
лоцман;
шкипер.
   Чаще все же девушки занимают должности, не связанные напрямую с морем:

  • официанты;
  • аниматоры;
  • стюарды;
  • массажистки на круизных лайнерах;
  • пекари.

Бывают редкие исключения и история знает женщин-капитанов, женщин-штурманов, женщин-механиков и женщин-электриков. 

Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.

Министерство труда планирует рассмотреть проблему запрета занимать некоторые морские должности девушкам. Речь идет о таких специализациях, как: судоводители, боцманы и водолазы.

    Поступление в морское учебное заведение имеет свои особенностями. Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест. 

К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить:

  • сертификат прививок;
  • анализ крови на гепатит;
  • выписку из поликлиники;
  • справку от стоматолога;
  • справки от нарколога, психиатра, дерматовенеролога и из тубдиспансера.

Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз. 

Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам. 

Обучение морскому делу проходит в сопровождении жесткой, военной, дисциплины. Ежегодно студенты сдают нормативы по плаванию и проходят медицинскую комиссию.